О поселке Ужле и его жителях
Это всё моё, родное,
Это где-то в глубине,
Это самое святое,
Что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит,
Как Господня Благодать,
Это то, что не купить
И не отнять…
(Сергей Трофимов. «Родина»)
Голубое небо высоко…
Все больше деревенек стираются с лица земли. Молодые жители спешат в большие города в поисках счастья… Пустеют узкие улочки, запорашиваются снегом, одиноко стоят брошеные избушки, клонятся покосившиеся заборы, до самой земли опускают ветви печальные белоствольные березки…
А небо над ними так же высоко… А душа русская здесь… По-прежнему…
Сила малой родины хранит и лечит сердце человека…
И дальше пути нет…
К небольшому поселку Ужла Анненского сельского поселения ведет всего один путь, и тот через нижний склад… Раньше проехать к нему можно было только на лошадях да на тракторе, или на катере по реке… Теперь аккуратно проезжаем на «Ниве»…
Обращаем внимание на аншлаг, указывающий правильное направление.
– Мне пришлось изготовить его самой, – поясняет глава поселения Марина Урванова. – А то поедет почтовая машина или скорая помощь, и окажется там новый водитель, который не знает местность, как найдет он нашу Ужлу?
Но очень скоро здесь дорожники установят настоящий указатель.
Шесть километров по дороге. Повороты, ямки… Марина Николаевна сама лично следит за ее состоянием, по возможности стараются засыпать ухабы, чтобы можно было проехать…
Ужла – крайняя в этом направлении точка поселения, за ней дальше пути нет…
Остановка первая. И кирпичи со своим клеймом
Но вот показываются первые строения… Наш автомобиль останавливается.
Против ожидания, нас встречают не деревянные маленькие избушки, а остатки больших кирпичных строений по обе стороны, массивных, внушительных.
К нам подходит местный житель. Виктор Свинцов живет здесь очень давно и увлеченно рассказывает нам о той кипучей жизни когда-то большой деревни и о том, следы каких событий открываются нашим взорам.
Оказывается, здесь раньше проживало около полутора тысяч населения. Поселок был в основном лесозаготовительный. Проходила своя узкоколейная железная дорога, лес сплавляли по реке.
– Вот здесь, – указывает рукой на остатки зданий Виктор Николаевич, – были пекарни… Там работала некая Лидия Ермак. Еще немцы трудились… – А в постройке рядом располагались жилые квартиры. Неподалеку – свой кирпичный завод. Ужельские знаменитые кирпичи имели даже свое клеймо и шли на импорт… Из них здесь всё и построено. А еще была своя пилорама, двухэтажная.
– Пиломатериалы, знаете, куда отправляли? – собеседник многозначительно молчит, а потом торжественно продолжает, – аж в саму Англию!
Вот вам и маленькая Ужла…
Марина Урванова, тоже уроженка этого поселка, с удовольствием вспоминает, что располагалось по левую сторону от дороги при въезде: столовая, магазин, баня, слесарные мастерские…
Представляете, какая тут жизнь кипела?!
Остановка вторая. Родник у реки
Следующая остановка – на берегу реки Ужлы. Речка эта интересна тем, что в одном месте она полностью уходит под землю, а через некоторое расстояние снова выходит на поверхность. Ужла достаточно глубока, и рыбой богата.
Раньше по весне, как вспоминают старожилы, все мужчины собирались на рыбалку. И вскоре в поселке стоял стойкий рыбный запах. Улова хватало на всех жителей.
– Папа всегда ездил на рыбалку, – рассказывает Марина Урванова, – а бабушка поджидала зятя и тесто месила на рыбник.
Возле речки, недалеко от дома Остроуховых, испокон веков бьет родник. Вода в нём имеет запах сероводорода, но, если постоит немного в ведрах, запах пропадает. Про эту воду говорят, что она целебная… А некоторые приезжают сюда на Крещение…
Остановка третья. Пристань
И снова водитель жмет на тормоза. И снова мы на берегу реки.
Это место считается центром поселка. Здесь была пристань. Сюда приходил знаменитый катер «Лена», который возил почту, товары в магазин, хлеб с пекарни Анненского Моста, а также доставлял школьников в школу и обратно.
Неподалеку располагались церковь, школа… От них не осталось ничего, кроме огромных тополей, сохранивших за собой до сих пор название школьного сада.
Про одно из старых развалившихся кирпичных зданий, располагающихся неподалеку, местные жители говорят, что оно 1830 года постройки!
Здесь же была оборудована волейбольная площадка. Здесь любила собираться молодежь.
Остановка четвертая. Я люблю Ужлу
Есть в поселке и своя достопримечательность, возле которой гости поселка с удовольствием проводят фотосессии.
Архитектурная форма «Я люблю Ужлу» – плод творческого вдохновения местной жительницы Ирины Елизаровой.
Двенадцать жителей, которые постоянно здесь проживают, действительно любят родной поселок. Они живут по-иному, спокойно, в трудах по хозяйству. В летний сезон, кому позволяет здоровье, заготавливают ягоды и грибы. Круглый год собираются всем поселком на праздники, летом могут и на шашлыки пригласить друг друга.
Сколько бы проблем не падало на плечи деревенских жителей, свою малую родину они ни за что не хотят покинуть…
– Спокойно здесь, хорошо, – признается Марина Урванова. – Природа. Красота. И, какие бы плохие дороги сюда не вели, это наша родина… И она греет душу.
Чтобы не перестать видеть небеса в людях вокруг, чтобы стойко переносить все невзгоды жизни, иногда в трудные времена хорошо просто вернуться на малую родину. Вернуться, чтобы понять: нас хранит и исцеляет родная земля…
На этой родной земле, взрастившей и вскормившей нас своими просторами и глубиной высокого неба, радость наша поет, и счастье наше летит…