Кусочек хлеба и килька

Недетские страдания пришлось пережить бывшим малолетним узникам концлагеря

Память о войне не исчезает с годами. Люди, пережившие ее, помнят бомбежки, пожары, голод и издевательства. Но самые страшные воспоминания остаются с теми, кто в детстве оказался в концлагере. Сегодня мы расскажем о двух сестрах, ставших свидетелями ужасной войны.
Лидия Семенова и Ида Поташева родились в многодетной семье в Одесской области. Лидия появилась на свет в 1940 году, а Ида была старше сестры на семь лет.
Детство сестер было трудным. Им пришлось пережить не только голод и холод, для них ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. В 1944 году всю семью немцы отправили в концлагерь в Германию.
«Сначала мы ехали на машинах, затем на поезде, – вспоминает Лидия Семенова слова своей мамы Клары Петровны. – Людей было невероятно много, все ехали, как и мы, в неизвестность. В Германии нас разместили в бараке, а папу увезли в неизвестном направлении. Нас у мамы было пять дочерей, прижавшись к ней, мы со страхом и непониманием смотрели на происходящее. К людям в концлагере относились бесчеловечно. Если ребенок долго плакал, надзиратели уводили всю семью и больше мы их никогда не видели.
Раз в день нам давали только маленький кусочек хлеба и кильку».
Тяготы лагерной жизни оставили неизгладимый след в жизни этих женщин. Ида Поташева вспоминает: «Дрожащими от голода ручками я получала свой маленький кусочек хлеба, который еле съедала – была настолько слаба, а полученную кильку я всегда отдавала маме, ей нужны были силы, чтобы кормить новорожденную (в концлагере в семье появилась еще одна дочь)».
В 1945 году, после освобождения заключенных советскими войсками, семья была отправлена в Вытегру. Жили, где придется, через некоторое время им выделили угол в школе, где мама работала техничкой. Опасаясь за ослабленное условиями концлагеря здоровье маленькой Лидии, воспитатели определили девочку в детский дом, считая, что там она получит необходимое питание и уход. Это ее и спасло. Лидия Бенедиктовна в детдоме пробыла до девяти лет, потом ее, окрепшую, вернули в семью.
Чтобы хоть как-то помочь маме, сестры с 14 лет пошли на работу. Лидия Семенова вручную загружала песок и гравий, который брали в карьере на Никольской горе для строительства общественной бани в Андомском Погосте. С раннего утра и до вечера на кирпичном заводе работала Ида Поташева. Полученные за работу деньги до копейки отдавали маме. За это она покупала на всю семью два яблока – это всё лакомство, которое могла позволить и делила каждой дочке дольке по.
Окончив десять классов, Лидия устроилась нянечкой в детский дом, после несколько лет отработала на почте в должности сопровождающего (тогда корреспонденцию возили не только по Вытегорскому району, но и в Вознесенье). Через некоторое время Лидию Бенедиктовну пригласили в райпотребсоюз на должность сначала кладовщика, а затем заведующей склада, где она работала до пенсии. Ида Бенедиктовна работала в лесной отрасли, откуда и вышла на заслуженный отдых.
О папе долгое время ничего не было известно. В 1950 году удалось его разыскать – после немецкого концлагеря он был отправлен в Коми АССР.
Когда в 1953 году семье разрешили вернуться на родину, мама сказала, что никуда не поедет — она не знала, сохранился ли дом, ждет ли их там кто-нибудь. Отец тоже получил разрешение — вернуться к своей семье. В Вытегре семья воссоединилась.