О сургучных печатях, петушках на палочке и бесконечных ящиках с клюквой

Однажды во время семейных посиделок с родителями разговор зашел про посылки. В моих детских воспоминаниях сохранилось, как бабушка собирала гостинцы дочерям, моим тетушкам. Фанерный ящик застилали пергаментной бумагой. Половину ящика стопочками укладывали юбилейное печенье, вторую половину — пряниками «Сладкая палочка», а сверху — петушки на палочке. Все это производил наш Вытегорский пищекомбинат, и мне, тогда еще ребенку, оно казалось настоящим сокровищем. Отправляли еще клюкву, сушеные грибы, сущик, который в сезон заготовляла вся Вытегра.
Мама рассказала, что в ответ от родственников из Ростова приходили посылки с семечками, салом и, что самое для меня удивительное, со свежими куриными яйцами, пересыпанными мукой для сохранности. Эх, как же в то время хорошо работала почта, что продукты приходили в сохранности и свежими!
Взяв свою посылку воспоминаний и бандероль вопросов, я отправилась в гости к бывшему работнику почты, ветерану труда Кобинской Александре Константиновне.
Из воспоминаний
Александра Константиновна проработала на почте более 35 лет. Приходилось ей работать и в отделе посылок. Почта в те годы работала с 8 утра до 8 вечера без выходных и праздничных дней. Все посылки, бандероли, письма и прочая корреспонденция машинами отправлялась в Подпорожье, а дальше — железной дорогой по всей стране. Машины ходили ежедневно.
Люди посылками чаще всего отправляли клюкву. География отправления была обширная — посылки с этой кислой ягодой буквально разлетались во все уголки нашей необъятной родины. В сезон сбора ягод приходилось нелегко. Весовое ограничение посылки — 10 килограмм, а за день количество посылок доходило до 150 штук.
Как тара для посылки использовались фанерные ящики. Они были в продаже на почте, но их можно было использовать многократно. Все данные адресата и отправителя писались на самом ящике и дублировались почтовой квитанцией. Посылка подавалась открытая, с описью товара. Работник почты проверял наличие по описи и только потом ящик заколачивался, обвязывался бечевкой и обязательно опечатывался сургучной печатью.
Стоимость отправления зависела от трех факторов: веса посылки, от оценочной стоимости — ее устанавливал отправитель, и расстояния до адресата. Наша страна делилась на 6 поясов, чем дальше — соответственно, дороже.
Объемные вещи тоже отправляли. Их приходилось заворачивать в холщовую ткань и зашивать специальным швом в определенную сторону, и все швы заделывались сургучной печатью.
В ответ приходило не меньше посылок. Отправлялись и дефицитные товары, которых не было в нашей глубинке: одежда, косметика, детские вещи.
Позже правила отправления изменились. Посылка уже была запечатана, и работник не видел содержимое ящика. Да и сами ящики менялись: сначала фанеру заменили на ДВП, а потом и вовсе перешли на картонную упаковку и целлофановые пакеты.

Возвращение на почту
Пополнив свою посылку воспоминаний рассказами Александры Константиновны, мне осталось только переслать ее дальше по адресу. С этой целью я отправилась в почтовое отделение.
Конечно, почта уже не та. Во всем этом огромном трехэтажном здании почтовое отделение занимает одну комнату с заднего двора. Режим работы — с 09.00 до 18.00, обед с часу до двух, а суббота и воскресенье — выходной.
Но, удивительно, что посылки так же отправляют и так же получают. В основном это стали товары, выписанные в онлайн-магазинах. Но, как и прежде, нет-нет, да кто-нибудь и принесет сушеные грибы, сущик, клюкву, чтобы отправить Вытегорский гостинец своим родным и близким, которые волей судеб оказались вдали от малой родины.
А вы?
Получали или отправляли посылки? Может, и у вас, на антресолях памяти, лежит посылка воспоминаний, которую ждет адресат? Пишите нам, отправляя письма почтой или оставляйте сообщения на странице газеты «Красное знамя» во ВКонтакте.
