Одна из старейших улиц города Вытегры – это Набережная лейтенанта Чеботарева. Изучая материалы, которые предоставил Вытегорский объединенный музей, можно проследить историю развития не только нашего города, но и всей страны. Наблюдая, как менялись названия улиц, можно проследить связь времен, политические направления, а также ход и развитие различных исторических событий.
Издавна люди селились около озер и рек. Недаром вода считается одним из источников жизни, с которым напрямую связана жизнедеятельность человека. Наш город не стал исключением. Первое упоминание о Вытегорском Погосте на водном пути, соединяющем Великий Новгород с Ладогой, относится к 1496 году. Только вытегоры пользовались исключительным правом провоза соли по этой транспортной магистрали.
На месте слияния ручья Вянг с рекой Вытегра в 1710 году, после постройки Вянгинской пристани, сначала возникла деревня Вянги, а затем 10 декабря 1773 года по докладу Сената в Олонецком уезде Новгородской области учредили вновь город.
Постоянно проживающего населения числилось двадцать один человек. Все здания были построены из обтесанных хвойных деревьев. Располагались на правом и левом берегу реки Вытегра.
Согласно плану застройки города 1892 года ул. Набережная лейтенанта Чеботарева обозначена, но не подписана. Существует мнение, что сначала она называлась просто – Бечевник, затем Заречная набережная, так как находилась за рекой, на левом берегу. Позже ее называли Транспортной набережной, а в наше время, чтобы увековечить имя героя, названа Набережной лейтенанта Чеботарева. Нередко жители города называют ее Бечевником.
Бечевник – узкая дорожка вдоль берега реки, по которой передвигались люди и лошади, при помощи лямки из бечевы тянули различные суда против течения. Существует множество поговорок, одна из них гласит – «Надел лямку, так тяни», «Лямку три, налегай да при». До 1896 года на Мариинской водной системе и ранее через волок между реками Вытегрой и Ковжей, существовала людская и конная тяга для перевоза различных грузов. Крестьян, нанимавшихся в тягу без лошадей, называли путинными. Требовалось в зависимости от величины судна и груза соответственно от 6 до 14 человек. Для примера на одно маломерное судно – груз около 10-12 тысяч пудов приходилось по 2-3 лошади или 6-7 человек тяговой силы. На большемерное – 4-5 лошадей или 12-14 путинных. На 4-5 лошадей приходился один, иногда два погонщика.
На 45 верстах от шлюза Св. Николая до г. Вытегры бечевник был очень узким, поэтому конная тяга разрешалась в порядке исключения, в случае недостатка бурлаков. Для того, чтобы преодолеть этот путь, требовалось от 10 до 12 суток. Каждому бурлаку платили за это расстояние во время сенокосной и уборочной страды до 12 рублей, во время, свободное от основных крестьянских забот, заработок снижался до 2 рублей. Путинные летом шли днем и ночью, только осенью останавливались на ночь. Приходилось спать под открытым небом, иногда жители ближайших деревень за небольшую плату топили для них баню и продавали хлеб. Останавливались в пути два раза в день, для того, чтобы пообедать и поужинать. На плечи путинных была возложена обязанность – проводить шлюзование и разводить Волоков и Сиверсов мосты.
После реконструкции канала, в 1896 году тяга судов бурлаками прекратила свое существование и была полностью заменена конной тягой. Медленно шло внедрение паровой тяги, только к 1930 году судоходство полностью перешло на использование паровых машин.
До недавнего времени улицу украшал фрагмент Мариинской водной системы, в том числе памятник истории и культуры, шлюз св. Александра. В непосредственной близости, на берегу расположился обелиск, воздвигнутый в память о соединении рек Ковжи и Ново-Мариинским каналом 1886 году в царствование Императора Александра III. Он перенесен сюда с верховьев р. Вытегра в 1960-х годах.
В 1968 году было принято решение переименовать Транспортную набережную, чтобы сохранить и увековечить имя героя, отдавшего свою жизнь за Родину, защищавшего наш город, в Набережную лейтенанта Чеботарева.
Иван Чеботарев один из многих миллионов наших соотечественников, кто принимал участие и геройски погиб, защищая нашу Родину от врагов в годы Великой Отечественной войны.
Родился в 1916 году, призван на службу райвоенкоматом г. Ростов-на-Дону. В ВМФ с 1937 года, воевал в составе Онежской флотилии с июня 1942 года. Был не только командиром бронекатера № 21, но и успешно руководил звеном бронекатеров, которые были оснащены одним 76-мм орудием в башне танка образца 1941 года. Эти бронекатера (вместе с большим БК № 12) составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии.
Собственный боевой опыт заставлял постоянно развиваться и получать новые знания. К концу 1942 года служащие на бронекатерах военные были взаимозаменяемыми, умели выполнять любую работу, связанную с управлением машины, ее ремонтом или обслуживанием. Мотористы и сигнальщики обучались стрельбе из боевых орудий, а боевой расчет в любой момент мог управлять бронекатером. Причиной этому послужил несчастный случай, произошедший в августе 1942 года, приведший к гибели моториста. Звено, состоящее из трех боевых катеров, получило боевое задание – доставить и высадить разведчиков в захваченный финскими войсками Петрозаводск. Из-за утечки отработанных газов чуть не произошел срыв военной операции и провал разведчиков на Онего.
Один из опорных пунктов противника к западу от устья реки Ошты, который был особо сильно укреплен, значительно затруднял движение нашей пехоты. Было решено атаковать это место дислокации врага. Лейтенанты Чеботарев и Торопов вели наблюдение за этой местностью, и силами их подразделений был вблизи сооружен опорный пункт. В нём за несколько дней до боя шли тренировки и отработка тактики. 22 августа 1943 года началось наступление. Опорный пункт разбомбили, однако Иван Чеботарев после команды об отступлении был смертельно ранен. Его катер вышел из огненного плена, но спасти жизнь лейтенанта не удалось. Он умер, не приходя в сознание. Посмертно Иван Чеботарев был награжден орденом Красного Знамени.
Из воспоминаний капитана 1 ранга Я. Г. Ельникова: «Вот уже свыше двадцати пяти лет прошло с того дня, как мы похоронили Ивана Чеботарева, а я до сих пор вспоминаю о нём, как о живом. Вероятно, это потому, что Иван сам очень любил жизнь, любил шутку, острое слово, умел, как магнит, притягивать к себе людей. Его голубые глаза всегда искрились теплотой, задором».
Похоронен Иван Чеботарев вместе с матросом из его экипажа Ткаченко в братской могиле в сквере им. Кирова в центре Вытегры.
Он любил повторять шутку: «На войне всякое бывает – могут даже убить». И всегда серьезно добавлял: «Но если случиться погибнуть, надо встретить смерть геройски. Тогда наши потомки непременно вспомнят о нас добрым словом».
14 октября 2016 года на одном из зданий расположенных на ул. Набережная лейтенанта Чеботарева установили и торжественно открыли памятную доску с именем Ивана Чеботарева, чтобы наши потомки свято чтили память о боевом подвиге человека, который вместе со своими товарищами ценой жизни не позволил врагам пройти дальше.
В статье использованы материалы Вытегорского объединенного музея, воспоминания Я.Г. Ельникова.