«Дочь назови Маргаритой»…

Письма Павла Побытова передаются из поколения в поколение

На фотографии в чёрном кителе прадед А.: «В семье не знают, когда она сделана (до войны или после). Скорее всего, на переподготовке. Уж очень спокойные у всех лица. Ни в одной из весточек с фронта прадед не писал, что посылает фото. Я думаю, что он бы об этом обязательно упомянул. За пять месяцев войны прадед написал прабабушке двенадцать писем. Прабабушка их сохранила, а затем передала дочери Маргарите Павловне Медведниковой (Побытовой), моей бабушке».

В преддверии 80-летия Победы в редакцию газеты приходят письма от родных фронтовиков, в чьих семьях чтят память о своих героях, передавая ее из поколения в поколения, чтобы знать и гордиться.
«Мой отец, Павел Николаевич Побытов, родился в 1909 году в деревне Остров Вытегорского уезда. После окончания Ленинградского речного техникума жил и работал в Вознесенье, его мама, родная сестра и многие родственники жили в то время в Вытегре, — рассказывает в своем письме Маргарита Медведникова. — В сентябре 1941 года моя мама (в то время она ждала моего рождения) со старшим сыном были направлены в эвакуацию из Вознесенья на Урал. Остановились в Вытегре, чтобы забрать младшего сына, который гостил здесь у бабушки Марфы Кузьмичны Побытовой на улице Загородной, дом №6. Бабушка Марфа их дальше не отпустила. Я родилась 26 декабря 1941 года. Когда мама лежала в роддоме, пришло извещение о гибели её мужа, моего отца, который ещё до трагических событий успел отправить телеграмму: «Желаю родить дочь, назвать Маргаритой». Отец принимал участи в эвакуации военно-морской базы из Таллина, погиб у полуострова Ханко 22 ноября 1941 года.
Мой внук, тогда ученик 21 школы г. Череповца, провел большую работу, изучив военную литературу, собрал по крупинкам военный путь и историю гибели своего прадедушки».
Отрывки из работы А. Медведникова:
«Когда я начал свою работу — не имел определенной цели, просто по крупицам собирал всё, что давало мне какие-либо сведения о моем прадеде.
Павел Николаевич родился в семье Николая Александровича и Марфы Кузмичны Побытовых, которая жила в то время в селении Тудозеро. Затем Побытовы перебрались в Вытегру и купили дом на самой окраине – улица Загородная, д. 6).
Еще учась в Ленинградском техникуме водного транспорта, в 1933 году, прадед женился на моей прабабушке Евгении Ивановне Побытовой (в девичестве Костиной). В 1941 году в их семье уже было два сына: Юрий и Борис.
В начале Великой Отечественной войны Павел Николаевич был направлен в Кронштадт на Краснознаменный Балтийский флот командиром тральщика.
Я подробно стал изучать всю литературу, которую только мог раздобыть об этом периоде сражений Краснознаменного Балтийского флота.
После того, как наши войска оставили Таллин, связь с военно-морской базой Ханко поддерживалась только по радио. Почти на всем пути от Кронштадта до этой базы оба берега залива находились в руках врага, который вел непрерывное наблюдение за фарватерами и противодействовал движению по ним авиацией, береговой артиллерией и легкими силами своего флота. Кроме того, гитлеровцы в выставили дополнительно около 1000 мин и 700 минных защитников.
Эвакуация гарнизона военно-морской базы Ханко продолжалась до 2 декабря 1941 года, непосредственное участие в которой приняли корабли охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота ОВР КБФ: минные заградители, тральщики, сторожевые корабли.
Всего с Ханко силами флота было вывезено около 23 тысяч войск с личным оружием, полевая и зенитная артиллерия базы, 1300 тонн боеприпасов и 1500 тонн продовольствия. Более половины этих перевозок были осуществлены овровцами. В ходе эвакуации базы они спасли свыше 3 тысяч человек с погибших боевых кораблей и транспортных судов.
Боевые успехи давались нелегко. Нередко они достигались дорогой ценой. При эвакуации Ханко соединение потеряло несколько военных судов. Мой прадед, командир тральщика «Менжинский», лейтенант Побытов погиб вместе со своим кораблем 22 ноября 1941 года.
В моей большой семье очень любят и уважают отца, деда, прадеда, прапрадеда и дядю Павла Побытова. Мы продолжаем собирать материалы о полуострове Ханко, на котором была наша военная база, и Финском заливе, где предан морю мой прадед, покинувший Ханко, но так и не вернувшийся на родную землю».