Они променяли суету столицы на тишь и благодать вытегорской деревни
До деревни Великий Двор мы добирались долго. Сначала – около 100 км до Мирного, а потом еще примерно час ехали по грунтовке в самую восточную часть района… дальше дороги уже нет.
Первозданный мир…
А раньше здесь была еще большая глушь. Когда семья из столицы 20 лет назад приобрела здесь заброшенный домик, в деревне постоянно уже никто не проживал. Более того, попасть сюда можно было только на вездеходах или УАЗике, да и то летом, в сухую погоду, с включенным полным приводом. Населенный пункт был даже отключен от электричества.
— Вот это-то нас и привлекло, — делится Юрий Ильченко, – когда мы совсем устали от столичной суеты, постоянной охоты за заработками, волнений, переживаний, шума, грохота мегаполиса. Это ведь жителям глубинки кажется, что все в Москве богаты и счастливы. Нет, большая часть населения работает целыми днями только за то, чтобы прокормиться да оплатить коммунальные услуги. А еще каждый день по несколько часов проводит в общественном транспорте – вот и все прелести большого города. И вот в один прекрасный день мы с другом открыли карту России и обратили внимание на Вытегорский район, нашли глухую деревеньку, окруженную лесами и озерами (самые ближние – Кемское, Паженское, Пиченское, Кокозеро и другие), и – отправились в поисках тишины и покоя. И не ошиблись.
Москвичи попали почти в первозданный мир природы. Они проводили отпуска в стареньком домике, готовили пищу на газовой горелке, вечера коротали под керосиновой лампой, и вокруг не было ни души. Только почти свободно разгуливали лоси, целыми стаями летали глухари, бегали зайцы… А рыбы сколько было, немерено! Только поставишь жерлицы, все едва ли не сразу срабатывали, и щучки попадались как на подбор, по два с половиной килограмма! На душе здесь было легко и свободно.
Домик в деревне
Когда дети выросли, отучились, родители решили оставить им московскую квартиру и перебраться сюда на постоянное жительство. Произошло это четыре года назад.
К этому времени ситуация изменилась. К Великому Двору проложили дорогу, в деревню провели электричество, сюда потянулись охотники и рыболовы не только с района, но и с области, и со всей страны.
— Первое время, — вздыхает хозяин, — наш двор был похож на проходной: каждый охотник и рыболов неизменно к нам заглядывал. Если бы я знал, что сюда вдруг так неожиданно вернется цивилизация, возможно, поискал бы другое место.
С каждым годом гостей, однако, становилось все меньше, а в этом их почти совсем не стало. Те, кто бывает здесь постоянно, нашим новым знакомым уже известны, и с ними бывшие москвичи нередко обмениваются товаром, отдавая натуральные продукты, полученные в своем хозяйстве и получая взамен свежую рыбу.
— Ежегодно охотится в местных лесах один москвич на медведя. Приезжают из Вологды, Анненского Моста, Белого Ручья – все мои добрые знакомые, — рассказывает собеседник.
За четыре года трудолюбивый и мастеровитый хозяин благоустроил дом. В прошлой, городской, жизни Юрий Александрович работал столяром, водителем, трактористом, слесарем по ремонту автомобилей и триммеров, завхозом, и все приобретенные навыки и умения ему теперь очень пригождаются. Он может и дорогу прочистить собственным трактором, и землю вспахать, да и дома порядки навести. Он изготовил даже собственный электрический дровокол и установил устройство, усиливающее сигналы операторов мобильной связи, и теперь на всю округу только в этом доме – стабильная сотовая связь.
Рядышком со старым домом мастер возвел новый, куда приезжают дети и внуки. Здесь уже все по-современному, чтобы молодежи было комфортно: вода, канализация, благоустроенный туалет, просторные уютные комнаты. Городские гости, когда приезжают, подключают спутниковый интернет… Отдыхают с удовольствием.
Все остальное время Юрий и Татьяна живут вдвоем, не считая дачников, которые приезжают сюда наездами. Бывают здесь вытегоры, еще священнослужители из Троице-Сергиевой лавры: они даже построили часовню, рядом с домиком Ильченко.
Обитатели двора
Практически сразу супруги завели хозяйство, благо глава семьи все знал и умел. Развели козочек, овечек, кур и гусей, поставили теплицы, посадили овощи. Все эти питомцы свободно разгуливают по двору: блеют, гогочут, кудахчут, кукарекают… Чисто деревенские звуки создают ощущение, что попал в далекое, еще советское, прошлое…
Среди скота ходят, где вздумается, и гуляют сами по себе несколько котиков: они, между прочим, выполняют в хозяйстве важную функцию: оберегают хозяев от грызунов-вредителей.
С любовью рассказывают о своих питомцах хозяева. О том, какое вкусное молоко дают козочки, как несколько из них в прошлом году погибли при неудачных родах, какие разборки порой устраивают между собой гуси, так что одну несчастную гусыню, которую почему-то невзлюбили ее товарищи, пришлось отдать, как волки утащили единственную и любимую лаечку…
— Со скотиной работы хватает, но это не так сложно: прибирать хлев, заготавливать корма, регулярно кормить и поить, — признается Юрий Александрович. — Но самое сложное – когда приходится забивать скотину, а без этого в хозяйстве не обойтись. Вот к чему я пока никак привыкнуть не могу.
Хозяева почти не тратят деньги на пропитание, и едят они самые что ни на есть натуральные продукты: мясо, яйца, молоко, творог, масло, сыр, рыбу, грибы, ягоды, овощи.
В магазин ездят всего три-четыре раза в год. Прицепляют к УАЗику прицеп и отправляются затариваться в Вытегру: покупают крупы, чай, сахар, соль, 10-15 мешков зерна, 5 баллонов газа, некоторые стройматериалы…
Недолог день до вечера…
Дни пролетают для супругов незаметно.
— Я – жаворонок, — улыбается Татьяна Борисовна, — а супруг – сова. Поэтому я встаю рано, иду в хлев, выпускаю козочек, овечек, курочек, гусей, даю им корм… А уже ближе к девяти просыпается Сергей, он доит козочек. Потом варим обед, занимаемся уборкой, грядки полем. А там и об ужине пора позаботиться. Готовим мы нередко вместе: то пончики нажарим, то чебуреки сготовим. То вареники налепим. Усталая, но довольная обычно ухожу спать пораньше, а супруг еще делами занимается до глубокой ночи.
— Да, забот хватает, — соглашается Юрий Александрович. – Вот сейчас навоз дочищу, сенокос начнется… Не поверите, есть лодка, но даже некогда спустить ее на воду, чтобы порыбачить.
Ни минуты не жалели
Ни минуты не жалели Юрий и Татьяна о сделанном когда-то выборе.
— Только теперь мы поняли: здесь – наше место. Человек может найти счастье только на земле. Счастье – это любить Бога, людей, животных, нежную зеленую травку, этих очаровательных зверушек, птичек божиих. Если ты любишь мир – и мир в ответ любит тебя, что может быть прекраснее? – говорят Юрий и Татьяна Величко.