Жительница Вытегры поделилась своими воспоминаниями о любимом уголке детства и юности
— Большое спасибо за материалы о моем самом любимом уголке Земли, — с этими словами зашла к нам наша верная подписчица и постоянная читательница Тамара Спиридонова.
На повозках, по снегу скрипучему …
Тамара Ивановна, ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения, уважаемый в районе человек, в Рубеж приехала в далеком сорок девятом году.
— Сначала мы жили в деревеньке Борцовская за Анненским Мостом: мой папа восстанавливал там колхоз. Когда справился с поставленной задачей, попросил: «Ну все, моя миссия выполнена, позвольте теперь уехать…»
7 февраля 1949 года. По заснеженной дороге двигаются две повозки, запряженные лошадьми. Мороз трескучий, разукрашенные инеем деревья, снег скрипит под полозьями. Повозки нагружены нажитым добром. На узелках сидит восьмилетняя Тамара, с удивлением и восхищением рассматривает меняющиеся пейзажи. Проехали Старое Петровское, Верхний Рубеж… «Красотища-то какая!» – восхищается девчушка. Деревня такая длинная, кирпичный завод, а дома-то, дома-то какие большие да красивые! Верхний Рубеж – позади… Через километр – Средний Рубеж, еще через километр – Нижний, в шестнадцать дворов, пункт назначения.
Воскресенье. В первый же день девочка познакомилась с соседкой. «В школу завтра, наверное, не пойдешь: смотри, морозище-то какой!» — предположила новая знакомая. «Как это не пойду?» — возмутилась прилежная ученица.
Школа
Послевоенное время. Голодное, холодное. Что имели колхозники, если за свою работу получали только трудодни, за которые брали зерно? Вот и на нашей школьнице было тоненькое ситцевое платьице да старенькое пальтишко. Взяла она аккуратно завязанные мамой в узелке книжки да отправилась в Рубежскую страну знаний.
Школа располагалась в Верхнем Рубеже, за пару километров от Нижнего Рубежа: в двух больших зданиях – начальная, и в одном, тоже большом и красивом – старшие классы. Населения в близлежащих деревнях проживало много, и школьников училось немало – из Рубежа, Павшозеро, Волокова Моста, других населенных пунктов. В классах – по сорок и более учеников.
И вот в третий класс заходит новенькая… Ученицу ласково встречает учительница, Клавдия Васильева (Глазова).
— Клавдия Федоровна меня и обласкала, и обогрела. На первом же уроке русского языка, темой которого было «Закрепление имени прилагательного», я заработала пятерку. Знакомство с такой симпатичной, справедливой, строгой, мудрой наставницей определило мою судьбу, — вспоминает Тамара Ивановна.
«Я буду педагогом — таким же, как любимая учительница», — решила ученица. И свое решение исполнила.
Достопримечательности
Собеседница продолжает описывать Рубежское царство.
Культурным и промышленным центром был Верхний Рубеж. Там – красивый детский сад, клуб (во время войны в этом здании располагался госпиталь), медпункт, даже свое родильное отделение, почта, правление сельсовета, здание лесхоза на горе, откуда начальник с одобрением осматривал владения свои, колхоз, чуть позже появился клуб.
А красиво-то как было! Две речки, Шимка и Ковжа… Пассажирские пароходы ходили, буфет на причале работал, туристы прогуливались, переправа работала, лес по речкам сплавляли…
Лесопильный завод
О лесопильном заводе в Рубеже помнят немногие, а предприятие это было славное. Подъезжающих к Верхнему Рубежу встречали целые штабеля пиломатериалов.
По словам Тамары Ивановны, построил предприятие немец по фамилии Эдельгард. Он же был и его первым владельцем. Оборудование на заводе было немецкое, добротное, материалы готовили высокого качества, и все целиком шло на импорт. Завод кормил людей. Работы хватало многочисленным местным жителям, приезжали на заработки вербованные рабочие.
— Я уже закончила школу, поступила в педагогическое училище, по окончании первого курса приехала на летние каникулы, — вспоминает ветеран интересный эпизод своей трудовой юности. – На заводе платили хорошо. Вот и решили мы с подружкой подзаработать. А директором тогда был Виктор Михайлович Кузнецов, такой хороший, добрый человек. Взяли нас. Главный инженер и говорит: «Куда же я вас, таких молоденьких да неопытных, поставлю?»
Нашли нам работу: возить отходы лесопиления в огромную яму, где их сжигали. Нужно было нагружать вагонетку рейками, довозить их до ямы, а потом опрокидывать тележку так, чтобы отходы падали в яму. Правда, мы сразу же нечаянно саму вагонетку в огонь кинули. Мужчины ее доставали…
В первый же день за восемь часов работы умаялась так, что пройти два километра до дома сил уже не осталось – заночевала у сестры. Потом грузили баржи, таскали доски. Устали, но заработали по тем временам неплохо. Помню, купила себе модные шаровары, спортивные шортики для занятий физкультурой да родителям подарочки.
Завод обеспечивал население и работой, и дровами: все туда ездили с саночками да с тележками и за опилками, и за щепой.
В 1960-ом предприятие закрылось…
Храм
Храм в Рубеже тоже был знаменит в округе. Местные жители называли его «Успением Пресвятой Богородицы».
— Сейчас на колокольне Сретенского храма в Вытегре, — не без гордости замечает Тамара Ивановна, — один колокол наш, рубежский. Как услышу колокольный звон, так и подумаю: где-то там голос нашего-то колокола?
Четверть века в Рубеже
Более четверти века наша собеседница прожила в Рубеже. Здесь прошло ее детство, юность, здесь она вышла замуж, родила детей, трудилась в местной школе, вплоть до ее закрытия. И этот период вспоминает как один из самых счастливых в своей жизни.
Милый сердцу уголок…
Уже пятьдесят лет Тамара Ивановна живет в Вытегре. Но Рубеж по-прежнему остается милым сердцу уголком. Она до сих пор держит связь с рубежскими подругами: пишут, звонят друг другу.
С радостью прочитала наша читательница публикации о любимой сторонке. Позвонила тут же подруге детства Любови Распутиной (она сейчас проживает в Оште, но каждое лето старается навестить Рубеж), обсудили с ней прочитанное. Особенно приятно, что героями статей оказались ученики Тамары Ивановны.
«Когда увидела в газете фото Михаила Савушкина, — делится собеседница, — сразу в памяти встал другой снимок – школьный, на котором Мишенька – в третьем ряду, рядом — Рая Высоцкая, Марина Киричева; во втором ряду — Оля Иевлева, Люба Петрова, Леня Демиденко, Валера Борин, в первом ряду – я и классный руководитель Валентина Александровна Харькина… Порадовалась, каким хорошим вырос любимый ученик. А как приятно, что вернулся на малую родину… Герой другой публикации «районки», Иван Михайлов – тоже мой ученик! Я же там 18 лет в школе работала, всех знаю…»
И в чем она, рубежская тайна притягательности? Вот и взрослые дочери Тамары Ивановны, Вера и Надежда, когда приезжают, обязательно спешат в Рубеж: погуляют по улочкам осиротевшей деревеньки, посмотрят на старые заброшенные дома, упадут на траву у старого колодца и воскликнут: «Какое все-таки счастье, что мы родились именно здесь!»