Беседа со школьным психологом
Воспитать здорового, активного, целеустремленного, трудолюбивого, счастливого ребенка – это вам не поле перейти. Порой родители сталкиваются с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Бывает, и руки опускаются. И в эти моменты нужно помнить: мамы и папы не одиноки. Им на помощь могут прийти грамотные специалисты, педагоги, наставники. Ведь правильное воспитание подрастающего поколения – наша общая задача. Вот почему важность взаимодействия школы и семьи трудно переоценить.
Полина Ротарь закончила Петрозаводский государственный университет по специальности «педагог-психолог» (специалист постоянно повышает свою психолого-педагогическую компетенцию, проходя обучение на различных курсах – прим. автора) и седьмой год работает психологом во второй городской школе. По ее наблюдениям, число консультаций с каждым годом растет. За помощью к ней обращаются и ученики, и родители, и бабушки и дедушки, даже выпускники школы, студенты и коллеги. И для каждого у нее найдется доброе слово, каждого она выслушает, постарается понять, каждому даст мудрый совет.
Мы встретились с Полиной Ротарь и попросили ее рассказать, как складывается взаимодействие школьного психолога с семьей.
– Полина Ивановна, по каким вопросам чаще всего к вам обращаются?
– Во-первых, по вопросам, связанным с детско-родительскими отношениями. Часто сложности возникают, когда происходят значимые изменения в семье: потеря близкого, развод и т.п. Если теряется эмоциональный контакт родителя с ребенком, маме или папе кажется, что сын или дочь не понимают ее (его), дети винят родителей…
Во-вторых, по проблемам с учебой, особенно в начале учебного года: родители жалуются на отсутствие мотивации школьника к учебе, его нежелание делать уроки. При этом обычно обращают внимание на успеваемость. Бывает, мама пятиклассника бьет тревогу, что у ее отличника появились четверки в дневнике. Но ведь ребенок – не банкомат по выдаче пятерок. В небольшом снижении успеваемости при переходе в среднее звено нет ничего страшного, идет процесс адаптации: появляется столько новых предметов, учителей… Иногда ученик теряется от одного обилия новых учебников и тетрадей. В этот период полезнее сделать акцент не на оценки, а на то, высыпается ли пятиклассник, есть ли у него аппетит, с удовольствием ли посещает школу, рассказывает о ней, нет ли конфликтов в классе.
В-третьих, за помощью ко мне обращаются при возникновении конфликтных ситуаций. Придут ко мне ребята, сядут на диванчик, начинаем разбираться, кто кого обозвал, кто с кем не хочет дружить и т.п. Разбираемся, миримся…
Радует, что с буллингом (булинг, от английского bullying – «запугивание», «издевательство», «травля» – агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме словесной травли, распространения слухов и сплетен; бойкота – прим. автора) сталкиваемся очень редко. В основном возникают локальные конфликты между несколькими участниками, которые обычно удается разрешить.
– Можете в нескольких словах описать главные причины возникновения проблем?
– Знаете, если обобщить, то корень всех трудностей кроется либо в недостатке любви, либо в ее переизбытке.
– Кто чаще к вам приходит, взрослые или дети?
– И те, и другие. Родители иногда просят поговорить с их ребенком через классных руководителей. Но я всегда предлагаю обращаться лично. Потому что только мама, папа видят картину целиком, а учитель может расставить иные акценты. Родителям бывает трудно найти время прийти в школу, но всегда можно позвонить.
Радует, что просят совета и бабушки, которые волнуются за своих внуков. Некоторые стесняются обратиться за помощью, чего делать не стоит.
Дети тоже прибегают с самыми различными проблемами, начиная от отношений со сверстниками, несчастной любви и заканчивая сложностями в отношениях со старшим поколением.
– Всегда ли удается помочь?
– Иногда требуется помощь других специалистов, например, невролога, психиатра, поэтому в первую очередь необходимо исключить физические причины возникающих проблем. В остальных случаях провожу консультации, помогаю разобраться в сложившейся ситуации, провожу семейное консультирование, на которое приглашаю и родителя, и ребенка. Бывает, во время таких встреч мама с дочкой наконец услышат друг друга, расплачутся, обнимутся…
Но порой прийти к пониманию не получается. Если конфликт созревал годами, наивно полагать, что за одну встречу все можно исправить. Работа над отношениями – кропотливый труд, требующий терпения, времени, усердия. Но я всегда говорю: нет безвыходных ситуаций, все проблемы можно решить.
– Но зато как, наверное, приятно видеть положительные результаты?
– Конечно! Когда слышишь слова благодарности, когда родители рассказывают, что ребенок после беседы пришел окрыленным, когда видишь добрые плоды своего труда, душа радуется.