Интервью с председателем Вытегорского районного суда Алексеем Уткиным
Учитывая, что решения судьи затрагивают коренные права и интересы граждан, его деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки. Ведь судья, осуществляя свои функции в интересах всего народа, несет личную ответственность за законность решений, их справедливость, пользу, без права сослаться на чей-либо приказ, распоряжение или совет. Недаром деятельность судьи является гласной: он выполняет обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение им нравственных норм или же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.
Как стать судьей, и так ли легко выносить приговор, за которым стоит чья-то жизнь: об особенностях своей работы в интервью корреспонденту «Красного знамени» рассказал председатель Вытегорского районного суда Алексей Уткин.
– Алексей Владимирович, что предопределило ваш профессиональный выбор, и где вы учились?
– Интерес к юридических познаниям у меня проявился при обучении на старших курсах техникума. Однако мое первое высшее образование связано далеко не с гуманитарным профилем – я окончил Лесотехническую академию в Санкт-Петербурге, и только потом, по программе второго высшего, принял решение поступить в Вологодский филиал Московской государственной юридической академии на заочное отделение, параллельно работая.
– Как вы думаете, судья – это профессия или призвание?
– На мой взгляд, судья – это профессиональное призвание, потому что без желания и интереса не будет полной отдачи в работе.
– Сколько лет вы работаете по юридической специальности, в судебной системе?
– В юридической отрасли стаж 21 год, в судебной системе – около 10 лет. Первым местом работы по данной профессии стала прокуратура, затем – Следственный комитет при прокуратуре РФ, далее – Следственный комитет РФ, и в 2013 году – я перешел в мировые судьи, а в 2019 году – назначен районным судьей.
Можно сказать, что перед тем, как прийти в суд, у меня за плечами было более 10 лет стажа по линии следствия и прокурорского надзора. Работая в прокуратуре и Следственном комитете, регулярно ходил в суды как гособвинитель либо с соответствующими ходатайствами по уголовным делам: об аресте, о выдаче документов и т.п., то есть находясь на предыдущих должностях, я очень хорошо познакомился с судебной системой.
– Какие требования закон предъявляет к кандидатам в судьи? И как им стать?
– Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия, но есть общие условия. Это возраст не менее 25 лет, наличие высшего юридического образования уровня «специалист» или «магистр», опыт работы по профессии не менее пяти лет, дееспособность, отсутствие судимости и наличие гражданства РФ. Кроме того, необходимо собрать множество документов, сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс.
– А есть ли разница между мировым и районным судьей?
– Статус одинаков, регулируется одним и тем же законом «О статусе судей в РФ», просто разные полномочия. При этом мировые судьи считаются судьями субъектов, и их назначает Законодательное Собрание области, а районные – федеральными, их назначает Президент РФ. Соответственно и процедура назначения во втором случае растягивается на более длительный срок: вместо 3-4 месяцев до года.
Например, по уголовным делам мировой судья рассматривает дела небольшой тяжести, наказание по которым не превышает трех лет лишения свободы, районный – все остальные.
По гражданским делам подсудность мирового судьи определена ст.23 ГПК РФ. Так, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела о выдаче судебного приказа; о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей и т.п.
Пожалуй, большая часть загруженности мирового судьи связана с судебными приказами. Как правило, таким образом выражено взыскание коммунальных платежей, задолженности по кредитам, налогам и т. д. Если у районного судьи по количеству дел меньше, однако уголовные – более тяжкие, гражданские – более объемные, соответственно, и скорость рассмотрения иная. После перехода в федеральные судьи я ощутил эту разницу, казалось бы, сфера одна и та же, а воспринимается по-другому.
– Сколько специалистов работает в районном суде? И почему сократился состав?
– 20 человек. В состав суда входит три судьи, каждый из которых имеет помощника и секретаря судебного заседания, аппарат суда составляют специалисты по делопроизводству, в том числе электронному. Кроме того, в штат входят и технические работники.
Состав судей за последние годы сократился вдвое, что связано, в первую очередь, со снижением уровня преступности.
– Как начинается утро председателя районного суда?
– Всегда по-разному, в основном, с планерки. При этом необходимо учитывать, что, помимо деятельности судьи, я занимаюсь организационными делами. Соответственно, и ежедневно нагрузка разная в зависимости от категории дела и порядка рассмотрения: общем или особом. Дело делу рознь. Иногда и за час рассмотришь дело, а бывает, что два дня только уходит на заслушивание показаний свидетелей.
– Работаете ли вы в вечернее время и выходные?
– Все рассматриваем в рабочее время, ведь участие в заседании принимают несколько сторон, в нерабочее – что-то экстренное, например, материалы по ходатайству об аресте, когда подозреваемый задержан на 48 часов. Этим занимается дежурный судья.
– Исходя из собственного опыта, расскажите, в чем сложности работы в районном суде?
– Если рассматривать сложность в качестве особенностей, то таковыми являются интеллектуальный характер работы и непосредственное взаимодействие с людьми. Ведь судье необходимо восстановить нарушенные права граждан с соблюдением баланса интересов, в то время как каждая сторона имеет свое мнение и старается получить больше благ. Поэтому в последнее время стала актуальна процедура примирения, когда дело завершается заключением мирового соглашения.
– Какие дела в основном проходят? Какое крупное дело было за последнее время?
– Все наравне: и гражданские, и уголовные, и административные. В некоторых судах, например, есть специализация, что для таких небольших районов, как Вытегорский, не совсем целесообразно.
Сейчас все поступающие в суд дела распределяет не специалист, а особый модуль в системе ГАС «Правосудие», который учитывает множество факторов: и нагрузку судьи, и сложность дела в зависимости от категории.
За последние годы не наблюдается снижения дел. Так, в прошлом году мы рассмотрели более 1500 материалов. Наиболее крупные дела текущего года связаны с вымогательством и мошенничеством, где мера наказания предусматривает лишение свободы свыше трех лет.
– Часто ли случаются апелляции?
– Апелляция – вторая инстанция судебных споров. Районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а областные – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Это нормальная практика, которая случается не так часто. 20 % дел обжалуется в апелляции, когда суд во второй инстанции либо оставляет решение в силе, либо вмешивается, если есть на то основания.
– Возможно ли подать документы в суд через МФЦ? И есть ли в этом необходимость?
– В городские и областные – да, в районные – пока нет. Работа в данном направлении по заключенному между областными судом и МФЦ соглашению продолжается. И зависит она, в первую очередь, от технической возможности. Может ли система в безопасном режиме корректно отправить документы? По этой причине, чтобы исключить возможные сбои, гражданам крупных городов удобнее и легче направить данные через ГАС «Правосудие» или лично.
Такая услуга крайне необходима и будет пользоваться успехом у вытегоров в том случае, если человек не имеет компьютерной техники или не умеет ей пользоваться, а также если ответчик проживает в другом районе или субъекте.
– Алексей Владимирович, ваши пожелания нынешним выпускникам, кто в будущем решит связать свою жизнь с работой в судебных органах…
– Никто судьей сразу не становится, необходимо, помимо желания, профильное образование, стаж и жизненный опыт. И, наверное, в первую очередь, стоит ответить себе на вопрос: «А способен ли я судить других людей?»