Сегодня в качестве чтения на выходной день мы предлагаем вам первую часть очерка «Обонежская пятина» А.В. Светляка, бывшего когда-то директором Лодейнопольского музея, оставившего много интересных статей по истории Прионежья.
В глубокой древности наш край (быв. Олонецкая губерния) населяли три постоянно враждовавшие между собою народности: чудь, лопари, карелы, отброшенные сюда переселением славян с юга. До XI столетия, т.е. до времени отхода большей части края под власть и управление новгородцев, край был известен под одним общим названием «Карелии» или «Кариаландии».
Как в нем живали в эту седую старину, чем занимались и как управлялись живущие в нем люди в первые десять столетий до прихода новгородцев, про то никаких исторически верных сведений нет. Известно только, что эти три народца все время проводили во вражде и в драках, а про «чудь белоглазую» прибавляют еще сказы, что она проживала в подземельях и в пещерах, признавала за бога все, чему не могла найти объяснения, и питалась сырой убоиной.
Только с отходом под власть Новгорода край начинает свое историческое существование и упоминается в новгородских летописях под именем «Обонежской пятины». Назывался он так потому, что расстилался по обе стороны Онежского озера.
От природы богатый и непочатый край привлекает к себе внимание разного рода людей: посадники, архиереи и богатые люди всякого звания начинают приобретать в крае земельные и лесные угодья, на реках и озерах заводят рыбные и звериные промыслы, посылают на места «удалых добрых молодцев» управлять угодьями и промыслами так, чтоб и хозяйская мошна толстела, да и свой карман не пустовал. Из таких первоначальных поселений образовались так называемые «страдомые деревни».
Правда, овладение «Обонежской пятиной» стоило новгородцам не дешево: на первых же порах им пришлось выдержать борьбу с наиболее сильным и стойким финским племенем «емью», населявшим северную часть новгородской области от самых берегов Ладожского озера.
После долгой и упорной борьбы часть «еми» была побеждена, часть слилась с завоевателями, но главные-то силы откатились в суровую скалистую Финляндию, основались там, и их потомки проживают там и поныне. Оттуда в согласии со шведами «емь» производила набеги на новгородскую область.
Жившие за емью карелы без труда и сопротивления подчинились новгородцам.