«Обонежская пятина». Часть 2.

Сегодня в качестве чтения на выходной день мы предлагаем вам вторую часть очерка «Обонежская пятина» А.В. Светляка, бывшего когда-то директором Лодейнопольского музея, оставившего много интересных статей по истории Прионежья.

Первоначальные поселения, так называемые «починки», состояли из двух-трех дворов, были раскиданы на больших промежутках и не имели с собой связи. Люди селились посреди сплошной лесной глуши, на берегах «леших» озер и «леших» речек. Самым северным поселением того времени почитался Олонецкий рождественский погост.

Однако, как бы то ни было, дело заселения края шло довольно успешно.

В уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича за 1137 год в «Обонежском ряде» уже упоминается 14 населенных мест, из которых некоторые пережили 800 лет и сохранились до нашего времени.

Эти прошедшие через восемь столетий места следующие: Олонье, в наше время город Олонец; Свирь, которую, по мнению исследователя Барсова, надо искать где-нибудь на Свири; Юскова, ныне селение на озере Юксовском Юксовский погост (д. Кишковская) в 94 верстах от Лодейного Поля; Тевиничь – по заключению того же Барсова, или сел. Тервичь-Наволок на р. свири ниже Лодейного Поля или погост тервиничи на р. Ояти; Вьница (Вьюница) в наше время Виницкий погост (Виницы).

После падения Великого Новгорода, в 1478 году большая часть Обонежской пятины была отписана в казну и стала управляться наместниками и воеводами.

В 1580-1582 гг. в период войны с Ливонией и Швецией Олонецкий погост с прилежащими к нему деревнями был разорен шведами. В писцовых книгах 1583 года так описывается о деревнях края после войны: «Хоромы ставят новы после войны» или «хоромы сожгли и крестьян побили и в полон поймали немецкие люди».

Вот откуда идут предания и сказы о курганах и могилах «панских», что раскиданы по нашему краю.

В преиод самозванцев наше крестьянство также немало страдало от шведов: «шведы жгли и грабили села и деревни, побивали и в полон забирали жителей и, к довершению горя, неволили даже» к крестному целованию «на подданство шведскому».

Особенно сильно пострадал тогда прежний Каргопольский уезд.

При первом царе Обонежская пятина была изъята из новгородского владения и управлялась двумя губными старостами: князем Юрием Сулешевым и князем Семеном Гагариным, которые назывались воеводами.

Царь Алексей Михайлович опять причислил пятину к новгородскому уезду и подчинил ее управлению воеводы Нащокина.

В 1649 году главное селение края – Олонецкий рождественский погост – было преобразовано в город с воеводским управлением, в городе была крепость.

Вот с этого-то времени часть бывшей обонежской пятины стала именоваться «Олонецкою» и ей в числе прочих были подчинены погосты: Пиркинский, Важинский, Остречинский, Оштинский, Мегорский и Андомский.

Вот, значит, сколько старинных поселений в нашем крае, и как бы хорошо было проследить, изучить и разыскать все письменные памятники или устные рассказы про эту нашу далекую старину.