Историю Бадожского погоста рассказала в своем исследовании, представленном в этом году на областном конкурсе работ по народной культуре, обучающаяся средней школы № 1 г. Вытегры Анастасия Лисицина (на тот момент – шестиклассница). Не первый год занимается девочка краеведением под руководством библиотекаря данного образовательного учреждения Нины Митрошкиной. И не просто упорно трудится над темами, а иск-ренне увлекается краеведением.
Вот что написала Анастасия в своей работе: «В конце X века началось освоение нашего края новгородскими славянами. К этому времени уже был известен путь по р. Вытегре, Ковжскому озеру и р. Ковже. На путях продвижения славян возникали погосты. Одним из таких стал Бадожский, упоминающийся в писцовых и переписных книгах XV–XVII веков. Это один из старинных погостов Бежецкой пятины Белозерской половины. В XVIII веке именовался слободой Бадогой. В настоящее время Бадоги – деревня, входящая в состав Анненского сельского поселения.
Происхождение слова «бадоги» неясно, в новгородских и олонецких говорах «бадог» означает – «трость, посох». Кроме того, бадоги – множественное число от русского диалектного слова «вадога» – покос в низких, сырых местах около озер и речек, где растет главным образом осока. В переводе с вепсского vadag – тоже покос на болотистом месте.
Состоял Бадожский погост из группы селений, расположенных вдоль р. Ваткомы. Здесь от Бадожской пристани начинался сухопутный волок между р. Вытегрой и р. Ковжей. Заканчивался он у Вытегорского погоста. На пристани товары перегружались с судов, а затем гужевым транспортом доставлялись до Вянгинской пристани и обратно.
Впервые упоминается о нём в писцовых книгах Обонежской пятины за 1496 и 1563 годы: «Да в Вытегорском погосте великого князя волок Гостин немецкой, а возят крестьяне Вытегряне изо всех боярщин да монастырские изо всего погоста на том волоце соль и иной товар, а опричь Вытегрян на том волоце не вести никому. А положено на них великого князя оброку за тот волок два рубля».
А почему волок между Вытегрой и Ковжей носил название «Гостин немецкой»? В древнерусском языке «гостями» называли купцов, а «немцами» – всех иностранцев. Нужен он был как для местной торговли, так и для ввоза во внутренние районы севера западноевропейских товаров.
В 1565–1566 годах Бадоги упоминаются в грамоте волостного старосты Степана Емельянова сына и «всех крестьян» Бадожской волости Белозерского уезда игумену Николаевского Курьюжского монастыря Тихону. «А та земля царева государева [и] великого князя, а роспашь нашие волости Бадожские, вниз по реке по Ковже до Лунешки. Да и та речка Удаж, да и покосы на тех реках наши ж. А даную писал Бадожские волости земской дьяк Федча Угримов, сын Игумнов, лета 7074-го».
Следующее упоминание о волоке и погосте находим в писцовой книге за 1582 год: «Да в том же Вытегорском погосте на Вытегре Немецкой Волочек, а возят на нём соль и всякий товар..крестьяне Покровского погоста с Гостина берегу до Гостина берегу 40 верст…».
В 1613 году в отписных белозерских записках впервые упоминается о захвате Бадог польско-литовскими отрядами: «…пошли они (польско-литовские отряды) в Бадожскую волость и стоят ныне в Бадогах».
А писцовая книга за 1626– 1627 годы сообщает: «Да Бадожской волости крестьяне платят с волоку, что возят гостей от Вытегорского рубежа через Бадожскую волость до Ковжи…».
Главным промыслом бадожан в те времена был извозный, заключавшийся в перевозке различных товаров. По берегам р. Ваткомы были построены амбары, куда сгружали хлеб и товары, прибывшие с юга по Волге, Шексне, Ковже до Бадожской пристани. Ученый Николай Озерецковский, побывавший в Вытегре в 1785 году, в своей книге «Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому» писал: «…а также торговлей хлебом, что привозят… гужом в Вытегру с Бадожской пристани…и на Вытегорской пристани грузят оный в галиоты для отправления по Онежскому озеру в разные места».
В другом отрывке из этой книги читаем: «…приходящие из низовых городов на Бадожскую пристань с грузом суда ходят в оба пути на парусах и возвращаются к пристаням своим по течению р. Ковжи, Шексны и Волги, а таково же время галиоты и другие галиотные мореходные ластовые суда, в Вытегре погружаемые могут быть для доставления сих продуктов в Санкт-Петербург».
О Бадожской пристани в своем путевом дневнике – «Подённой записке…» упоминал и Олонецкий губернатор, поэт Гаврила Державин, побывавший в нашем крае в 1785 году: «…привозят из низовых волжских городов на стругах и барках Волгою и Шексною реками, Белым озером и Ковжею рекою до Бадожской пристани, а от Бадожской пристани 54 версты до города Вытегры сухим путем».
Кроме извоза бадожане с давних времен занимались выплавкой железа и кузнечным производством. В 1677 году белозерский торговец Иван Ширяев подряжал крестьян Бадожской волости выплавлять для него железо, которое затем перепродавал. Об этом есть запись в Переписной книге Белозерского уезда за 1710 год: «Близ погоста на судовой пристани двор государев стороженной, у государевых ново строенных амбаров с Петровских железных заводов, в том дворе, сторож Петр Фефилов 30 лет у него жена … 3 кузнеца да железную руду жгут и делают крицы 62 человека».
Был в Бадогах и свой стекольный завод, на котором изготовляли стаканы, графины и другую стеклопосуду.
Занимались жители Бадожского погоста и торговлей. В конце XVIII века 61 % всех торговых заведений Вытегорского уезда находился в трех волостях: Бадожской, Девятинской и Вытегорской. Дважды в год, в августе и декабре, в Бадогах проходили крупные ярмарки. Один из жителей деревни, Павел Мурашев, рассказывал, что они проводились на берегу, где стояли церкви. Там возводили палатки, варили еду и их маленьких угощали (в подол рубашки).
После сооружения Мариинской водной системы одним из главных занятий жителей Бадожской волости становится тяга судов и плотов по р. Ковже и Мариинскому каналу. Имели бадожане и свои суда. Так, в 1868 году купцом 2-й гильдии Иваном Тырановым на левом берегу р. Ковжи была устроена Бадожская трешкоутная пристань. Трешкоуты вывозили в г. Белозерск и обратно пассажиров, преимущественно путинных (бурлаков). Работали они на конной тяге. Зимой же жители занимались рубкой леса и вывозкой бревен к лесопильному заводу.
На Бадожском погосте стояли две церкви: Успенская и Христо-Рождественская. Располагались они на высоком холме на берегу р. Ваткомы. Ремонт и содержание храмов велись исключительно на пожертвования прихожан – местных жителей. Большую помощь в содержании оказывал староста Бадожского прихода, купец Иван Тыранов, который занимался хлебной и бакалейной торговлей.
Каменная Успенская церковь была построена в 1837 году в стиле классицизма взамен существовавшей здесь деревянной. Это был летний однокупольный однопрестольный храм с боковыми бортиками, с трапезной и трехярусной колокольней с возвышающимся на 18 сажен шпилем. Богослужения в нём совершались со дня Святой Пасхи до холодного осеннего времени.
В 1778 году рядом с Успенской была построена вторая церковь – деревянная Христо-Рождественская. Служила она зимним храмом прихода. Четверик, перекрывавшийся купольной кровлей с малым восьмериком и четырьмя малыми главками по углам, с широкой пятигранной апсидой и трапезной. В 1893–1894 годах ее поставили на высокий подклет, снаружи обшили тесом и окрасили белилами, а крышу покрыли железом. При входе над крыльцом была устроена стеклянная светлица.
В ней было два престола: Рождества Христова и Знамения иконы Божией Матери. В былые времена икона Знамения Божьей Матери была особо чтимой, к ней приходили богомольцы и заветники даже из Андомских приходов и служили перед ней молебны.
В конце 40-х годов XIX века в Бадогах была открыта церковно-приходская школа. С 1874 года она стала земской, а с 1898 года – министерской.
В 30-х годах XX века Успенская церковь была разобрана на кирпичи. На ее месте 14 августа 2018 года Юрием Василевским пос-тавлен памятный крест.
Христо-Рождественская церковь была закрыта тоже в 30-е годы XX столетия. В настоящее время она находится в аварийном состоянии, нет крыши на паперти, обрушился центральный барабан с куполом. Красивая кованная ограда частью перевезена в Анненский Мост…».
После прочтения исследования девочки невольно задались вопросом: «А что нам известно об истории наших деревень?». Возможно, он возник и у вас, дорогие читатели.