Деревня, которой нет

Менее года осталось до 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. И до того момента, как мы с размахом отметим этот светлый праздник, самое время вспомнить всех, кто не покорился фашистским убийцам в черные дни лихолетья. В память о них, миллионах погибших людей, в больших городах и малых не гаснет Вечный огнь. Оранжево-красное пламя застыло во времени и на соседних с нашей страной территориях. В Белоруссии, например, в той войне погиб каждый четвертый житель. Символом величайших испытаний белорусов стала Хатынь.

История этой деревни закончилась 22 марта 1943 года, когда фашисты в одночасье ее уничтожили. Страшное событие, произошедшее в небольшом населенном пункте под названием Хатынь, стало символом трагедии белорусского народа и скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны. Но память о ней и о мирных жителях живет в нашем современном обществе.

Что же произошло тогда, 22 марта 1943 года? Хатынцы утром встали и начали заниматься своим хозяйством, ничего не подозревая о том, что для абсолютного большинства из них этот день станет последним в жизни. Немецкий отряд появился в деревне неожиданно. Как оказалось, в нескольких километрах от Хатыни партизаны обстреляли фашистскую автоколонну, погиб немецкий офицер, и захватчики решили уничтожить за это деревню. Всех жителей загнали в деревянный колхозный сарай, который подожгли. Пощады не получил никто:ни больные люди, которые еле смогли встать с кровати, ни женщины, ни маленькие дети, в том числе семинедельный ребенок. Когда под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери, люди в горящей одежде, охваченные ужасом, бросились бежать, но фашисты хладнокровно их расстреливали. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Спаслись только двое детей, одного из которых своим телом укрыла мать, а второй потерял сознание от ранения, и единственный взрослый свидетель хатынской трагедии — деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и израненный он пришел в сознание ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания скульптуры «Непокоренный человек»мемориального комплекса «Хатынь», раскинувшегося на месте деревни, которой нет.

Напомнила нам о скорбных страницах истории и рассказала о том, что же еще можно увидеть на священном для каждого белоруса месте, Дарья Анисимова, преподаватель истории и обществознания Вытегорского политехнического техникума, побывавшая там вместе с мамой и сыном:

– В июле прошлого года мы находились в санатории недалеко от Минска. Отдыхающим был предложен список экскурсий, которые по желанию можно посетить. Так как моя мама – краевед, а я сама – историк, естественно, что мы выбрали Хатынь.

Мемориальный комплекс, установленный в дань уважения трем миллионам белорусов, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, находится в 60 километрах от Минска, рядом с парковочной зоной. Что удивило в первую очередь, так это идеальная чистота везде и наличие туалетов для туристов и отдыхающих на каждом шагу. А вокруг всё утопает в цветах и зелени.

Был яркий солнечный день, и на фоне светло-голубого неба сразу бросилась в глаза фигура непокоренного человека с мальчиком на руках. Шестиметровая черная скульптура из бронзы впечатлила.

Сам комплекс расположился на огромной площади, примерно 50 га, и воссоздает план деревни, в которой насчитывается 26 дворов. Вместо домов стоят печные трубы из гранита, на каждой – колокол, звонящий один раз в тридцать секунд, что тоже впечатляет. Также сделаны калитки с надписями, кто жил в том или ином дворе: они открыты и символизируют гостеприимство хозяев. А еще можно увидеть каменные колодцы, из которых жители раньше брали воду, она до сих пор в них есть.

В мемориальном комплексе находится единственное в мире кладбище деревень. Оно призывает посетителей вспомнить о том, сколько населенных пунктов вместе с жителями сожгли фашисты за годы оккупации в Белоруссии. Разрушенными и не восстановленными из них остались 186 деревень, в том числе и Хатынь. Здесь же горит вечный огонь.

Неподалеку расположены деревья жизни. Они символизируют возрождение и восстановление 433 деревень, пострадавших от фашистов в годы войны. Каждое название увековечено в камне. Чуть дальше можно увидеть стену скорби: на ней расположились названия 66 лагерей смерти и имена тех, кто погиб.

В Минске много территорий, которые были захвачены фашистами. Очень понравилась экскурсия, каждое святое место не оставило равнодушным, всё тронуло. Конечно, мурашки идут по коже от того, что делали в годы войны с детьми. Достаточно подробно об этом нам рассказала экскурсовод.

Теперь своими эмоциями и самыми незабываемыми моментами от поездки в Беларуссию я делюсь со студентами политехникума во время тематических часов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. И советую каждому по возможности посетить мемориальный комплекс «Хатынь».

Хатынь