Про кресло, вошедшее в историю мирового дизайна
Знаете что общего у нашего краеведческого музея с Эрмитажем? Кресло! Да-да, именно кресло.
Давно ли вы были в нашем музее? Скорее всего, еще в школе или сопровождая родственников, приехавших к вам погостить и желающих посмотреть достопримечательности Вытегры. С уверенностью могу сказать, что ваше посещение музея не было украшено рассказом экскурсовода. Но, оказывается, хороший гид может поведать о музее, его коллекциях, истории экспонатов очень много интересного и нового для вас, даже если вы были здесь не один раз.
Именно из рассказа сотрудника музея, на экскурсии которого мне однажды посчастливилось побывать, я узнала, что кресло с условным названием «Дуга, топор и рукавицы» работы мастера Василия Шутова, принадлежавшее в свое время купцу 1 гильдии Александру Федоровичу Лопареву (первая гильдия состояла из купцов с капиталом более 10 тысяч рублей и ее члены обладали правом заграничной торговли и владения морскими судами. – Прим. авт.), самому состоятельному человеку в Вытегре конца XIX века, является практически близнецом кресла, находящегося в Эрмитаже (г. Санкт-Петербург).
Поэтому целью моего посещения государственного музея в этот раз стал поиск кресла, изготовленного мастером-резчиком. Поверьте – фитнес-браслет был от меня в восторге – побит еще один рекорд. Но я все же его нашла… в зале № 175 – «Интерьер в неорусском стиле»!
Если сказать, что я была удовлетворена – не сказать ничего! Во-первых, тем, что моя цель была достигнута, а во-вторых, от того, что в нашем музее хранятся уникальные образцы, вошедшие в историю мирового дизайна и стоящие в одном ряду с экспонатами Эрмитажа.
Обязательно сходите в наш музей!
Из истории: Кресло «Дуга, топоры и рукавицы», выполненное мастером-резчиком Василием Петровичем Шутовым стало самой оригинальной попыткой создания предмета мебели в «русском стиле». Кресло с атрибутами крестьянского быта впервые было показано на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году, в Петербурге. Спинка его была решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красовалась надпись «Тише едешь, дальше будешь», подлокотники – в форме топоров; сиденье «покрывал» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежали» оставленные кем-то резные рукавицы.
Оно имело огромный успех, и его автор Василий Шутов получил около пятидесяти заказов на изготовление копии кресла.
Департамент торговли и мануфактуры издал для мастера патент, который давал ему привилегию на их изготовление сроком на десять лет. Популярность кресла была столь велика, что его копии можно было встретить и в особняках аристократии, и в квартирах демократической интеллигенции, в частности, у писателя Антона Чехова. Оригинал кресла стоял в кабинете императора Александра III.
По истечении десятилетнего срока стали появляться многочисленные копии и варианты кресла. Его начали изготавливать другие мастера, которые изменяли форму сиденья и пословицу на дуге, а также добавляли к дизайну кресла иную атрибутику русского крестьянского быта: кнут, уздечку, лапти, балалайку. Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию. Подлинных кресел Василия Шутова, предположительно, сохранилось немногим более двадцати. И одно из них находится в Вытегорском краеведческом музее.