Армейскую службу Алексей Ганьков проходил на Подводной лодке Л-3
Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника – профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году.
Среди наших земляков есть старейший моряк-подводник Алексей Ганьков. Старшина второй степени, имеет знак «Отличный подводник». В канун праздника Алексей Николаевич рассказал нам, как он попал на подводную лодку, и как проходила его служба.
– Я работал вторым помощником механика на буксире. Была очередная смена, мы заходили в шлюз. Как вдруг подъезжает машина, из нее выходят и спрашивают: «Ганьков есть?», я им отвечаю: «Есть!» Тут же меня забрали и увезли в военкомат. Оттуда поехал Вологду, где нас распределили кого куда, а меня определили в моряки. После нас отправили в Ленинград, где мы проходили трехдневную комиссию. Всех забрали, а нас четверых нет. Ждали около суток. Вдруг бежит старшина, я у него спрашиваю: «Мы уже почти сутки сидим, что нам делать?» А мне в ответ: «Сидите здесь, никуда не уходите!» Минут через 10 прибегает и говорит: «Двое в стройбат, а вы во флот». Нам выдали форму, посадили в трамвай и отправили в школу подводников имени С. М. Кирова. Обучение проходило с конца осени и до весны». Алексея Ганькова определили на службу на Подводную лодку Л-3 (в ВОВ подбила 15 кораблей противника!). «Когда мы приехали в казармы, лодка была на ремонте, – вспоминает подводник. – Но уже через неделю мы ее опробовали на ходовых испытаниях. После чего стали проводить учения под названием «охотники»: мы погружались, а нас искали и кидали учебные бомбы.
За время службы, которая продолжалась 4 года, ходили в походы: в Польшу, Германию, Литву. Кормили нас хорошо: супы, второе, печенье с чаем, а в обед выдавали 50 грамм водки. Положено было, – улыбается наш герой, – чтоб ели досыта и состояние было крепкое. В свободное время слушали игру на баяне нашего сослуживца, и каждый пытался ему подыграть как мог. Самым лучшим развлечением был поход в баню».
Не обходилось и без внештатных ситуаций. «В первом отсеке лодки, по бортам, находились балластные цистерны, наполненные питьевой водой, для того чтобы лодка могла совершить погружение. Напарник взял вентиляционное отверстие и закрыл, а главный вентиль (который дает 30 кг давления) стал пропускать. Утром спим. Вдруг слышим треск, заклепки на цистернах стало вырывать, и вода под давлением стала заполнять отсек. Хорошо, что я вовремя среагировал и открыл вентиль. После этого случая подводную лодку поставили на ремонт.
Служить было сложно, но очень интересно», – добавил Алексей Ганьков, который в свои 90 лет помнит до мельчайших подробностей свою службу на подводной лодке.