Потомственный капитан

Каждый теплоход оставил в его сердце след

Рассказывая о своей судьбе, незаметно для себя наш герой делит ее на вехи, каждая из которых связана с кораблем…

Когда штурвал – в твоих руках

И дедушка, и отец Виталия Грачева всю жизнь работали на флоте. Поэтому теплоходы с самых ранних лет волновали сердце мальчика. Сейчас, спустя полвека, он с теплом называет их имена: «Нептун», «Яндеба», буксир-плотовод «БК-50», плавкран «Блейхер», водолазный кран «ДТС-9».

Конечно, прибегал на теплоходы, и вот маленькому двенадцатилетнему романтику капитан позволил встать к штурвалу… Можете себе представить, какую гордость испытал мальчишка, какой восторг!

Неудивительно, что мечта стать капитаном загорелась в детском сердечке ярко и маняще. И ей суждено было осуществиться!

Путь к мечте

Закончив восьмилетнюю школу, юный вытегор поступил в Ленинградское речное училище, получил специальность гидротехника и с 1980 года начал трудовую карьеру. Сначала молодой специалист был направлен техником изыскательской партии в Череповецкий техучасток, где занимался проверкой глубин судового хода, через год стал мастером по капремонту берегов, еще через год поступил на работу в ВРГСиС – бетонщиком на первый шлюз…

И вот в один прекрасный день его пригласили на флот – мечта сбылась!

На службе безопасности судоходства

Виталий Грачев назначен мотористом на «Путейский-143». Это был рыбацкий деревянный теплоход, который работал по обстановке на участках Вытегра – Онежское озеро и Онежский канал – Вознесенье. Работать по обстановке – значит обслуживать плавучие и береговые знаки судоходной обстановки, расставлять буи, створы, береговые путевые знаки и т.п., контролировать глубины судового хода. Одним словом, обеспечивать безопасность судового хода. Две навигации посвятил моторист «Путейскому-143». И вот – первое расставание с пароходом.

Так становятся капитанами

Вскоре молодой перспективный моряк отправляется в Петрокрепость – в школу командного состава. Пройдя учебу, назначается сменным капитаном на «Путейский – 214». Новый теплоход, новая должность, новый участок.

Спустя пару лет капитан парохода уходит на заслуженный отдых, и коллектив единогласно выбирает на его место самого молодого на то время члена команды – Виталия Грачева, которому было тогда всего 25 лет.

– Так в июле 1986 года я стал капитаном, и протянул эту лямку 35 лет, – улыбается Виталий Олегович…

Что такое быть капитаном? Это прежде всего – большая ответственность: за весь экипаж, за грамотное ведение судовой документации, за выполнение возложенных задач.

Знакомы все реки изгибы

Через три года списанный «Путейский-214», оставив свою маленькую ранку в сердце капитана, навсегда уходит из его жизни, уступив место новому теплоходу, «Путейскому-227», тоже обстановочному.

Столько лет отработав на различных участках водных путей района, Виталий Олегович уже наизусть знает каждую мель, каждый изгиб реки. Для него никогда не встает вопрос: а что там, за новым поворотом…

Легендарная «Синица» идет к родным берегам

О знаменитой «Синице» собеседник вспоминает с особенным чувством.

– В 1993 году, когда директором ВРГСиС был Рудольф Павлович Порожский, нам дали новый теплоход, «Путейский-150», – вспоминает собеседник с улыбкой. – И мы отправились за ним с механиком Вадимом Зубовым в Подмосковье. Новенький пароход стоял на берегу еще два месяца. А потом я в первый раз увидел, как судно спускают на воду – старым дедовским способом, как при Петре I. Оно стояло на железной дороге, потом его бульдозером аккуратно столкнули, и оно покатилось по крутому берегу в воду. А там уже рабочий бежит, набрасывает оган… Зрелище волнительное, торжественное.

И повели вытегоры новенький теплоход к родным берегам. В управлении решили дать «Путейскому-150» новое имя. Назвали «Синицей».

– У каждого теплохода, – делится капитан, – свой характер, к каждому привыкаешь, как к родному. «Синица», которую мы ласково звали Синичкой, такая быстроходная, стремительная – ходила до 20 километров в час. Мы ее переделали по своему вкусу, так, чтобы и трудиться, и проживать было удобно. Я по ней и сейчас порой скучаю, иногда вижу во сне любимую старую работу.

На «Синице» капитан служил почти 20 лет (потом ему дали новый пароход – «Иволгу»). Теперь на этом теплоходе работает сменным капитаном-сменным механиком сын Виталия Олеговича, Сергей.
А наш капитан трудится механиком на буксире «Волосово» грузового участка Белозерского порта. Еще один этап жизни, еще один теплоход…