Прабабушкин ткацкий станок

Старожилы вспоминают, что в д. Житное Анхимовского сельского поселения было два ткацких станка, которые передавались из дома в дом. Один из них принадлежал Анне Егоровне Данилкиной. Хозяйки давно нет в живых, а вот станок получил второе рождение в руках правнуков.

«С детства помню этот станок. Правда, им никто не пользовался. А потому он пылился в разобранном состоянии. Первый раз желание попробовать собрать его и соткать половичок возникло, когда мне было лет 18. Но сбылось оно лишь два десятилетия спустя, – рассказала Надежда Кирикова. – А произошло это после того, как прочитала в «Красном знамени» о череповчанах Плаксиных, планировавших на тот момент переехать в наш район, и о том, что они занимаются в том числе и ткачеством. Загорелась. Достали детали станка, но сами собрать не смогли. На ярмарке в Вытегре встретили героев той самой газетной публикации – семью Плаксиных. Обратились к Сергею за помощью и вскоре отвезли к нему все имеющиеся детали. Это было осенью. Уже зима началась, а от мастера никакой весточки. Поехали к нему. Сергей показал собранное и рассказал, каких деталей недостает. Предложил даже не этот восстанавливать, а новый станок сделать. Но я отказалась, ведь прабабушкин дорог мне как память. Наконец настал момент, когда станок оказался дома. Вот он стоит. А что делать с ним, не знаем. Здесь помог вездесущий интернет».

Поиском необходимых сведений во всемирной паутине занялся глава семьи Владимир. Главное – правильно заправить станок, ведь у нитей (основы), а их более 160, должно быть одинаковое натяжение. Первый раз мучились долго, два дня только основу сновали, и еще два вечера заправляли станок. Потом Владимир придумал усовершенствование – специальную деревянную гребенку, которая удерживает нити от запутывания, да и руку набили. Теперь на заправку станка уходит часа четыре. Ну а ткет половички Надежда. В этот «бригадный подряд» включилась и ее мама: Раиса Сергина расстригает старые вещи на узкие полоски и сматывает их в клубки. Таковых на конец февраля было уже две большие коробки. А когда дочь озвучила, что собирается все их до наступления летнего сезона использовать (на половик уходит около трех килограммов ткани), в Раисе Михайловне особый азарт проснулся. Даже интересно, кто в этом семейном состязании победит.

«Мне нравится работать за станком. Что-то очень родное в этом нахожу, – продолжила Надежда. – Обо всем передумаю. А когда одна, еще и песню запою. До этого ткала узкие половики, а сейчас задумала широкий, длиной он будет, как и предыдущие, – около семи метров, но в сине-голубых тонах. Заметила, что сейчас на каждые 40 сантиметров половика у меня уходит примерно час».

Кириковы не скрывают, что поначалу делали много ошибок. Исправляли, начинали заново. Помогли упорство и желание научиться.

Теперь уже пробуют себя в ткачестве и сыновья Надежды и Владимира. Третьеклассник Кирилл ловко управляется и с челноком, и с педалями, и с бёрдом. Первоклассник Илья делает это пока под присмотром родителей.

В Белоусовской школе, где учатся ребята, тоже есть ткацкий станок. Надежда и Владимир помогают его восстанавливать, как и тот, что находится в Захарьинском Доме культуры. Так что вскоре, возможно, почитателей у этого народного ремесла в Анхимовском сельском поселении будет много больше, а одежды, выброшенной за ненадобностью в мусор или просто отправленной на антресоли или чердак, – много меньше.

Ткачество в семье Владимира и Надежды Кириковых стало общим увлечением.