Фотосессия – дело серьезное, тем более, когда один из натурщиков не совсем обычный: живет в хлеву, кушает сено и комбикорма, пьет около двадцати пяти литров воды в день и не любит чужой звонкой речи.
Дверь в телятник хозяин, Николай Дуткин, открывает спокойно, заходим аккуратно. Стараюсь говорить голосом тихим, мягким – хоть он и не покажется новому четвероногому знакомому родным, но пусть хотя бы не вспугнет…
Все хорошо. Беляш не встревожился, с благодарностью тянет голову к хозяину, так ласково, словно хочет его расцеловать, и недаром: Николай Владимирович принес ему гостинец – хлебушек (это, конечно, не самое любимое лакомство – соленые огурчики, но тоже вкусно). Мужчина легко и уверенно берет бычка за рога, надевает ему на голову новогодний колпачок, улыбается в кадр. Его питомец слегка косит глазом на камеру – все-таки что-то тут не так, мало ли что: нужно быть начеку.
И вот – ура: снимок получается замечательный! Теперь в праздничном номере газеты, посвященном приходу Нового, 2021-го года, который пройдет под символом белого металлического быка, на первой полосе будет красоваться именно беленький бычок, да еще какой: милый, веселый… такой фотогеничный!
Наш девятимесячный красавец – не единственный обитатель хлева. Рядышком хлопает длинными ресничками черненькая телочка, Чернуха: мордочка у нее такая кокетливая и нежная! «Они у нас как инь и янь!», – шутит хозяйка, Татьяна Евгеньевна. А еще неподалеку – мама Беляша, Галка, но сын уже не питает к ней никаких родственных чувств: любовь прошла, как только материнское молоко перестало быть основным источником питания. Да и коровушка уже позабыла, как вылизывала языком своего очередного, четвертого, отпрыска, как потом воспитывала его на пастбище… рогами – в бок! Ее заботы теперь – обеспечивать своих кормильцев молоком да поджидать пятого теленочка…
Довольные успешно проведенной фотосессией, возвращаемся в избу: дом у Дуткиных добротный, уютный, во дворе чисто, везде порядок – во всём чувствуется крепкая хозяйская рука: даже табличка с названием улицы на доме прибита, что редкость в таких небольших деревеньках, как Тудозеро. Продолжаем беседу на кухне, за столом.
– Давно занимаетесь сельским хозяйством?
– С 90-ых годов. Держим коровушку, бычков выращиваем, курицы есть, планируем еще гусей развести, – отвечает Татьяна Евгеньевна. – Всё делаем вместе с мужем: ухаживаем за скотиной, корма заготовляем (в год примерно по 10 тонн сена), чистим стойла. Разумеется, перерабатываю молоко: творог, масло, сливки – это у нас есть всегда. Да и мясом два холодильника забиты.
– Каждый день, утром и вечером, минут на тридцать идем в хлев, поработать вдвоем, – добавляет Николай Владимирович. – Выходных у нас нет.
– А с бычками трудно управляться?
– Пока маленькие, месяцев до девяти, легко, а уж потом… бывает по-разному, – улыбается глава семьи. – Вот точно говорят: упрям как бык. Если подросший бычок заупрямится, упрется, с места его не сдвинешь, никакие силы не помогут! Здесь выручит только ласка да слово доброе.
Супруга признается:
– Если честно, я больших бычков уже побаиваюсь. Они это, видимо, чувствуют, поэтому мужа лучше слушают, уважают его.
– Ну и вредные некоторые из них становятся, как подрастут! – шутливо жалуется глава семьи. – Возьмут, подойдут к соседской машине, цапанут рогами так, слегка… а мне потом – плати! А умные какие! Нужно ему забор разобрать, чтобы из загона сбежать, он так чуть-чуть голову просунет между жердями, делая вид, что чешется… Не успеешь оглянуться, а забор-то уже растащен! И силища у них неимоверная! Цепи рвут! Один был такой могучий, пришлось аж на двух цепях держать!
– Наверное, у каждого бычка – свой, особенный характер?
Собеседники соглашаются:
– Вот уж что верно, то верно. Был у нас Дема – ух, какой буйный! Никакого сладу с ним не было. И здоровенный вырос! А другой, Мартын, такой спокойный, чувствительный: бывало, едва повысишь на него голос, а он и заплачет – опустит голову, а слезы так и бегут…
– Николай Владимирович, вы сами, кажется, в год Быка родились? Не замечаете сходства в своем характере с этими животными?
– Это я замечаю, – смеется супруга. – Уж такой порой упрямый!
– Да, – соглашается Николай Владимирович, – не люблю, чтобы мне указывали, что делать. Я – сам себе хозяин.
Муж да жена шутят: видно, что они, как две половинки, прекрасно понимают друг друга. В семье их царит лад, и мы, расставаясь с интересными сельскими тружениками, желаем им и всем нашим читателям, чтобы наступивший год, год Быка, оказался покладистым, богатым и счастливым.