Разговор с собой

Представьте: вы увидели что-то на улице или прочли в новостной ленте о каком-то событии, которое вас заинтересовало, и эти мысли не покидают вас. И вот, вольно или невольно посвятив им время, вы понимаете, что готовы озвучить их людям, но не высказав в беседе с одним или двумя знакомыми, а изложив на бумаге. Так появляются стихи и проза. Редактировать написанное, пытаясь довести до совершенства, или оставить в первоначальном виде, боясь потерять чувство момента, решает автор.

«Дружба с пером» у каждого происходит по-своему. Здесь нет правил. Свою историю рассказала нам Татьяна Сцибаровская из Вытегры.

– Татьяна Валентиновна, многие знают вас как активного члена ансамбля «Вытегорочка». Но вы также являетесь автором стихов и прозы. Что вам ближе: музыка или литература?

– Однозначно ответить здесь нельзя. Для меня нет разницы: музыка во мне или слова. Важно ведь не чем сказать, а как сказать. И сочиняю я в равной степени и стихи, и прозу, и музыку. Всё это: музыка, литература и рисование были со мной всегда. Дома была огромная библиотека, музыкальные инструменты, картины. Я, даже если бы и не захотела, всё равно впитала бы всё в себя, и это рано или поздно проявилось, как проявляется сейчас в моих детях.

С возрастом ничего не изменилось, я не отдаю предпочтения чему-то одному. Пою в ансамбле, в том числе и песни собственного сочинения, с удовольствием участвую в жизни творческой интернет-группы «Вытегорский сочинитель» как редактор и иногда как автор прозы и стихов.

– Как давно вы пишете?

– Пишу, как и многие, наверное, с юности. Но это не были стихи, рожденные от первой любви, эмоциональные девические всплески. Это были размышления о вещах и явлениях, стихи о дружбе. Помню, я написала стихотворение от лица гитары Владимира Высоцкого и набралась смелости показать его учителю. Только я не сказала, что стихи мои. Мне было интересно увидеть реакцию человека, и я попросила угадать, чьи они. Каково же было мое удивление, когда она предположила, что автор – Леонид Филатов…

Писала и прозу. Но она тоже не была обычными рассказами. Я задавала себе вопросы и пространно на них отвечала. Например, почему Джон Леннон носил очки круглой формы. У меня получился внушительный труд!

– Что вам нравится больше: стихи или проза?

– На этот вопрос тоже сложно ответить категорически. Стихи – это эмоции, переполняющие меня волны. Они не могут быть иначе выражены, как только такими же волнами-рифмами. Или они потеряют для меня свою сущность. А проза – это как разговор, часто с самим собой. У меня в основном ироническая проза. Я ко всему отношусь с изрядной долей иронии. В том числе и к своему сочинительству.

– Какие темы вам близки?

– У меня немного произведений. Темы разные: природа, муки творчества, родители, любовь. Есть одно особенное стихотворение, я им очень дорожу, оно написано после знакомства и общения с интересным автором. Судьбу этого человека я взяла в основу сюжета, он стал прототипом главного героя.

– Для кого вы пишете?

– Конечно, пишу для себя. Так я высвобождаю свою душу от эмоционального переполнения, чтобы не захлебнуться. Правда, нашла в себе смелость показать свои произведения людям: участвовала в публикации двух литературных сборников. Последний, «Авторы XXI века», вышел в свет в апреле этого года.

– Ваша семья творческая. Как близкие относятся к вашему литературному опыту?

– Семья меня, конечно, поддерживает. Никто никогда не критиковал и не смеялся. Да и как можно препятствовать чьим-то мыслям, пусть даже они выражаются необычным способом?

– Кто еще из ваших родных пробовал себя в поэзии или прозе?

– Я знаю, что моя бабушка Юзефа Юшко́ва писала лирические стихи, и мама Вера Кирикова – с детства помню ее тетрадку стихов. Да и сейчас она может сходу сочинить шуточный экспромт. Есть у нее и песни, написанные уже в зрелом возрасте.

– Есть ли у вас опыт совместного литературного творчества с кем-то из близких?

– Совсем недавно, несколько лет назад, я узнала, что у моей сестры Ольги Ю́шковой, а она художник, тоже есть стихи и очень красивые. На одну из них у меня написана мелодия. Получилась песня.

– Как вы находите время для творчества? Когда вы пишете: время суток, настроение, наличие свободного времени, вдохновение – что является определяющим фактором?

– Когда стихи рождаются, не имеет значения время суток. Они могут прийти мне на ум по дороге на работу, и я вынуждена весь день с ними жить, носить их в голове… А вот редактирую и дорабатываю только вечером, когда тишина в доме.

Хотя у меня есть стихи, которые придумались сразу целиком, и я ничего оттуда не убирала и не добавляла.

– Сюжеты ваших произведений вымышлены или взяты из жизни?

– Чаще всего сюжеты – это результат моих переживаний. Что-то не могу сделать или, наоборот, что-то переполняет меня и переносится на бумагу. Бывает, что сюжетом для стихотворения служат мои наблюдения за природой, за людьми. Я, вообще, по жизни – наблюдатель. Так что, скорее всего, сюжеты из жизни. Например, есть у меня рассказ о собаке. Он реальный, о нашей собаке, которая потерялась и нашлась. Планировался рассказ как благодарственная статья в газету для людей, которые помогли в поисках. Но было упущено время, текст так до газеты и не дошел, но я доработала его до полноценного рассказа.

Татьяна Сцибаровская: «Чаще всего сюжеты – это результат моих переживаний. Что-то не могу сделать или, наоборот, что-то переполняет меня и переносится на бумагу». / Фото из семейного архива.