Учителя в годы войны

О нелегком труде сельских учителей в годы Великой Отечественной войны собрали материал ученики 5-6 классов Андомской средней школы: Светлана Кузнецова, Диана Пименкова, Полина Яковлева, Светлана Филатова, Виктория Терюшова, Анастасия Конева. Девочки использовали материал из личных архивов жителей села, а также из архива школьного музея.

 

Труженики тыла – учителя

Война крайне осложнила работу общеобразовательных школ. Учебные занятия приходилось проводить в несколько смен, в малоприспособленных помещениях. В старших классах количество учащихся уменьшилось более чем вдвое, но вопросы образования были в поле зрения правительства, об этом говорят документы.

Как работали наши сельские школы, вспоминают бывшие учителя.

Зинаида Логиновна Урванкова (Еремеева),

учитель математики, Заслуженный учитель РСФСР

«Великая Отечественная война застала меня начальником пионерского лагеря в д. Щекино Тудозерского с/совета. Намечено было две смены детей, но 20 июня 1941 года привезли только 20 человек. С ними мы и работали. Вечером я проводила занятие по ПВХО в деревне Исаково с женщинами, стариками и детьми, – вспоминала Зинаида Логиновна. – С 1 сентября 1941 года по 25 октября 1942-го я работала в 3 классе в д. Гуляево. Школа была расположена в частном доме, так как здание Гуляевской школы было занято заключенными, которые строили оборонительные сооружения. Летом 1942 года все учителя готовили школу к новому учебному году, отчищали грязь, оставленную заключенными. Моими коллегами были Лидия Мещанинова, Нина Комиссарихина, Валентина Скресанова. В классах было человек по сорок. В октябре 1942 года меня перевели в Андомскую среднюю школу. До войны школа была полностью укомплектована квалифицированными кадрами. В самом начале ее все мужчины-учителя и молодые девушки с высшим образованием были призваны в ряды Красной Армии. Школа осталась без учителей. Сменили их в основном учителя, которые по правилам должны работать в начальной школе. Директором школы в это время была Таисия Синицина, сейчас она проживает в г. Вытегра.

Очень тяжелыми для нас оказались 1942 и 1943 годы. В школе было ужасно холодно, дрова подвозили ежедневно, но их было очень мало, мы, учителя, сидели после уроков в ледяном насквозь промерзшем задании до тех пор, пока не подвезут дрова. Дети и учителя работали в пальто. Тетрадей не было, писать приходилось на листках книг и брошюр. Готовиться к урокам приходилось у печки, когда она топилась и давала свет, или зажигали лучину. Было большим счастьем, если вдруг достанешь 100-200 граммов керосина и заправишь коптилку.

Другая беда – мучил страшный голод. Молодые учительницы питались один раз в день. Обычно в 12 часов дня дежурная техничка приносила нашу норму хлеба 500 гр. и из столовой ржаную кашу, так называемую «размазню». Всем отвешивали на весах по 200 гр. Вот и все питание, правда, не регулярно, но раз в квартал нам выдавали по 2 кг крупы, кусок мыла и одну пачку чая.

Сводки военных действий передавали ежедневно. Очень горько было слышать, что «наши войска после упорных боев оставляли поселки и города». Хорошо еще то, что радио работало всего не более 30 минут в день. Начинались эти передачи обычно песней «Священная война». Несмотря на все трудности, мы были твердо уверены, что наша армия победит.

Школьники и учителя очень активно сдавали деньги и облигации в фонд Обороны, летом работали на полях. В 1943 году было создано несколько бригад из ребят и разосланы по колхозным районам. Мне была дана бригада из восьми мальчиков-шестиклассников. Три месяца мы работали в колхозе «Ударник» Борковского с/совета. Ребята старались, работали очень хорошо. Колхоз давал дополнительное питание, иногда даже давали мед, для ребят это было великое счастье, ведь дети всю войну не видели сахара. На заработанные трудодни ребята получили оплату натурой. Кроме работы в школе, так как наша местность была прифронтовой, молодые учителя состояли в истребительном батальоне. Без отрыва от работы мы дежурили в ночь по неделе отделением. К концу войны школа начала пополняться кадрами с высшим образованием. Директором в этот период стала Анна Жижина.

В военную пору у всех нас, учителей, был один вопрос: «Когда, наконец, закончится война?» Не смотря на все трудности в школе, кроме учебной деятельности проводилась большая воспитательная работа, благодаря чему все ребята были настоящими патриотами своей Родины. Все без исключения готовы были идти на фронт. Двое из шестиклассников Анатолий Самылин и Анатолий Орехов даже пытались убежать к партизанам, но были задержаны военным патрулем в г. Вытегра.

Никогда не забыть День Победы. Ровно в три часа радио объявило о том, что Германия капитулировала. Весь народ вышел на улицу. Мы с подружкой побежали почти не одетые в школу, чтобы сообщить директору об окончании войны. Радости нашей не было предела…»

Зинаида Урванкова (Еремеева) награждена медалью «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», значком «Отличник народного просвещения.

Галина Алексеевна Воеводина

Галина Алексеевна Воеводина приехала в Куржекскую школу в военном 1943 году.

«Жила тогда у Анны Скресановой, – рассказала женщина. – Ребята и учителя почти всегда ходили голодными. Возле школы был небольшой огород, выращивали картошку и кое-какие овощи. Техничка сварит из них похлебку, разольем по маленькой тарелочке себе и ребятам и сидим смакуем. Учебников было мало, бумаги не было, писали на полосках газет, но ребята все равно старались учиться хорошо. По окончании 4 класса сдавали экзамены по русскому языку, математике, географии, истории. В те годы обязательным было военное дело, нас назначали военруками. Изучали винтовки, гранаты. Мужчин почти не было, они стали возвращаться с 1944 года. В летние каникулы с нами проводили сборы, привлекали к охране складов. Старались не унывать, верили в Победу. Как сейчас помню, после уроков готовили с ребятами концерты, клеили матросские бескозырки для танца «Яблочко».

9 мая 1945 года в день Победы погода была ненастная: снег, слякоть, но после сообщения о Победе люди, кто в чем, спешили к сельсовету с красными транспарантами. С каким волнением мы слушали председателя сельсовета Александра Скресанова!»

Галина Воеводина награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями.

Любовь Александровна Афонина (Алешкина)

Любовь Афонина (Алешкина) родилась в 1920 году в деревне Ежины Кюршевского сельского совета. В 1939 году успешно окончила Вытегорское педагогическое училище и была направлена на работу учителем в Куржекскую начальную школу, там и застала ее война.

Любовь Александровна вспоминает: «Только я отработала первый год в куржекской школе после училища, быт свой наладила, к людям новым привыкла, к школе, к коллегам, к ученикам прикипела, казалось жизнь, наконец-то устроилась, но утро 22 июня 1941 года все изменило. Радио тогда еще у нас не было, о начале войны сообщили в сельсовет по телефону. Мы все очень испугались, в ту же ночь за мужчинами пришла машина, в деревне остались только женщины, дети, да старики.

Хоть война и была далеко от нас, мы знали, что это такое. В деревне находился военный штаб, а вдоль дороги на Пудож стояли воинские части. Часто летали вражеские самолеты, по-видимому, финские, обстреливали движущиеся по дороге обозы, было много убитых и раненых. Под обстрел попадала и наша школа. Как только услышим звук приближающегося самолета, кричим: «Ребята, ложись!» и все, как один падаем между партами, накрыв голову руками. Страх пронизывал все тело, лежим, чуть дыша, я только шепчу ребятам еле слышно: «Не вставайте, миленькие мои, лежите, сейчас он улетит, сейчас все закончится, ребята, не бойтесь, сейчас, сейчас», а у самой мысль одна в голове – лишь бы никого не убило, лишь бы он скорее улетел. Как-то в один из таких обстрелов ранило Николая Чикулаева, учителя, и все ребята не на шутку испугались, конечно, но все обошлось, ранение оказалось легким и после лечения он смог вернуться в школу. Днем из-за постоянных обстрелов нельзя было ни по дороге проехать, ни в поле работать. Ловили шпионов и дезертиров.

Самыми тяжелыми оказались первые два года войны: донимал холод, зимы тогда были очень суровые, в школе было ужасно холодно, окна так замерзали, что ничего не было видно. Заниматься приходилось в одежде, периодически прерывались на то, чтобы дети могли отогреть руки и ноги, а также замерзшие чернильницы. Дров в школе не было, приходилось после уроков учителям вместе с учениками ходить в лес за хворостом.

Учебников было мало, на всех не хватало, несколько человек занимались по одному учебнику. Чтобы выполнить домашнее задание, ребятам приходилось ходить друг к другу домой. Тетрадей не было, ребята писали на сшитых старых газетах, счастье было, если находили чистую серую оберточную бумагу, так называемые тетради линовали специальной линейкой в виде бруска, который перекатывали по листу бумаги и карандашом прочерчивали линии. Другим страшным врагом для нас был голод. Питались один раз в день, около двенадцати часов дня выдавали нашу норму хлеба 500 гр., мы весте с ребятами ставили чайник, чая, правда, не было, пили просто горячий кипяток, чтобы согреться, а если вдруг у кого-то оказывался мед, это было огромным счастьем и серьезной роскошью для нас. Также варили выращенную на школьном участке картошку и другие овощи, осенью иногда даже винегрет делали.

Не смотря на все тяготы и трудности военной жизни, ребята учились хорошо, очень старались. После уроков, особенно весной и осенью, мы ходили помогать колхозникам, никакой работы не боялись. Зимними вечерами вязали рукавицы и носки для фронта. Активно в школе велась и воспитательная работа, ставили спектакли, концерты, ребята сами шили костюмы, ходили выступать перед жителями деревни».

В 1943 году Любовь Александровну выдвинули на должность учителя и заведующей Ганинской начальной школы. Там она проработала всего год, а в 1944 году ее, как дисциплинированного и авторитетного педагога, рекомендовали на должность заведующей и учителя в более крупную Маринскую начальную школу. Там она проработала в качестве директора и учителя до 1970 года.

За время работы в школе Любовь Афонина награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд за годы Великой Отечественной войны», медалью «За трудовое отличие».