Баня давно и прочно вошла в жизнь русского человека, играя в ней немаловажную роль. Считалось, что она избавляет от усталости и недомогания, лечит, смывает грехи. А какая баня без банника? О том, кто такой банник и как с ним «подружиться», мы узнали из исследования Руслана Лыскова, обучающегося 10 класса СОШ № 1 г. Вытегры (руководитель – Нина Митрошкина), которое он представлял на Межрегиональной олимпиаде по научному краеведению «Мир через культуру», став победителем в секции «В глубину веков».
Не зря живет народная мудрость: «Кто в бане парится, тот долго не старится». Но в то же время это было и таинственное место. Здесь устанавливал порядок свой незримый хозяин – банник, он же баенник, байник, байнушко. Банник – персонаж славянской мифологии, относящийся к низшим духам, который пришел к нам из поверий восточных славян. По преданиям, это существо селилось в каждой бане, чтобы держать баланс между потусторонним миром и миром живых. Вытегоры называли его баянником. Он строго следил за соблюдением правил поведения в бане. Если с ним поладить, он обеспечивал хороший пар и выгонял из тела все болезни. Для этого существовал целый набор ритуалов и примет.
Отношение к нему было почтенное и покорное. Чтобы не навредить себе, старались соблюсти все обряды, которые были завещаны предками. Например, входя в баню, снимали с себя самый главный для христианина оберег – крест, полностью отдаваясь власти хозяина бани. Этим человек как бы выказывал свое доверие баннику.
Каким же его представляли вытегоры? Обычно банник старался оставаться невидимым человеку и лишь изредка показывался, если ему что-то не нравилось. Наши земляки видели его: маленьким лохматым мужичком с длинными волосами и бородой, с горящими, как угли, глазами, облепленным листьями от веника. Кроме того, он мог превращаться в лягушку, кошку или в кого-то из знакомых.
Чаще всего его видели или слышали поздно вечером, после захода солнца или ночью. «В полночь», «в двенадцать часов ночи», «после полуночи» – рассказывали старожилы. Днем он не выходил, лишь напоминал о себе различными звуками. Вообще полдень и полночь считаются моментами таинственными и критическими. Человеку в это время нельзя было заходить в баню. Говорили, что он живым оттуда не вернется: может угореть, запариться или внезапно умереть.
Обитал банник за каменкой, именно оттуда раздавались звуки. А показывался он людям из-под полка или на полке. Считалось, что увидеть хозяина бани – к чему-то плохому или к несчастью.
Любимое его развлечение: трещать камнями, пугать хохотом, стуком в стенку, шуршанием под полком или за каменкой.
Однако банник обычно бывает строг не без причин, он наказывает непослушных. Поэтому люди старались следовать обычаям и обрядам, чтобы поменьше беспокоить и злить таинственного хозяина бани. Например, в бане запрещалось:кого-либо ругать или проклинать, ведь произнесенное проклятие обязательно сбудется, но тому человеку, который это сказал, вернется обратно болезнью; шуметь, стучать, ругаться; плевать на пол или каменку; мыться в праздники, поздно вечером и ночью; заходить в баню после оговоренного с банником времени; появляться в пьяном виде.
За нарушение правил он строго наказывал: разбрасывал или прятал вещи; пугал; шпарил кипятком; человек мог поскользнуться и расшибиться до крови; доводил до обморока или угара; запаривал до смерти.
Такие неприятности чаще всего происходили, когда человек находился в бане один, поэтому старались не ходить мыться по одному даже днем, не говоря уже о позднем вечере. Если банник по какой-либо причине начинал сердиться, то моющиеся должны были немедленно уйти в предбанник задом наперед с опущенной головой, чтобы оказать покорность хозяину.
По представлениям вытегоров банник имел семью. Об этом упоминается в первых строках заговоров с которыми и обращались к хозяину бани («Хозяин и хозяюшка …», «Хозяюшко с хозяюшкой…»).
Хорошим чистоплотным людям банник помогал в различных домашних делах. Например, в одной вытегорской быличке хозяин бани усмирил, то есть «опарил» несговорчивого дворового, который не хотел принимать новую корову (животное плохо ело, стояло всё в испарине, будто водой облитое). Для этого вечером надо было сходить в протопленную баню, запарить в горячей воде новый веник и отнести на двор на полчаса со словами: «Ну, выходи «хозяин», если не боишься». Считалось, что банник так припарит дворового, что в дальнейшем со скотиной будет всё в порядке. Затем веник относили обратно в баню, так как баянника, который находился на этом венике, следовало вернуть в свое жилище.
Расположение банника можно было заслужить угощением, которое клали за каменку в виде куска ржаного хлеба, круто посыпанного солью. Даритель кланялся и уходил из бани в предбанник задом наперед.
Выставляли угощение баннику и в определенные дни календаря: в Иванов день (7 июля) и Михайлов день (22 ноября).
В одном из номеров Олонецких губернских ведомостей писали, что у банника есть шапка-невидимка. Волшебную шапку можно было заполучить лишь раз в году на Пасху. У наших земляков бытовало несколько таких поверий.
По одному из них было необходимо пойти в баню в Пасхальную ночь, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и всё и всех проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой.
По другому поверью в ночь на Пасху, после того, как обойдут вокруг церкви с плащаницей, нужно было прийти в баню, причем с горящей свечой, и снять со спящего на полку банника шапку, надев на себя. Однако если свеча случайно погаснет или похититель не успеет добежать до церкви прежде, чем банник проснется, хозяин бани замучит его до смерти.
Согласно третьему поверью, банник один раз в год кладет шапку-невидимку на каменку для просушки, и в полночь ее якобы можно взять, но в какое время года – неизвестно.
Из других функций банника следует отметить его участие в святочных гаданиях. Обычно это происходило в полночь. Девушки подходили снаружи к двери бани, приоткрывали дверь, просовывали в предбанник руку и приговаривали: «Мужичок богатой, погладь рукой мохнатой» и ждали прикосновения. Если банник касался гладкой рукой – будет бедный жених, если мохнатой – богатый, мокрой – пьяницей, шершавой – обижать будет, а не дотронется – не жди жениха в этом году. Через решето на полу в бане сеяли золу или снег. Утром смотрели на чьей кучке банник оставит след (углубления, черточки), та девушка первой выйдет замуж. Ночью вставали на порог бани и слушали, откуда послышится звук – в ту сторону девушка и выйдет замуж.
При посещении бани сложился целый ритуал, который необходимо было выполнять, чтобы не рассердить хозяина бани.
Самыми благоприятными днями для бани были четверг и суббота. В эти дни вытегоры считали, что банник их защищает от бед и болезней. Недаром старожилы говорили: «В баянки помылсе – что наново родилсе». Никогда не мылись в праздники и воскресенье, считалось, что «льешь грязь на родителев». В другие дни баню тоже очень редко топили. Пустая байна, без пользы здоровью, «Хозяин» сердиться будет.
Баню топила женщина, мужчины никогда не топили.
Прежде всего, чтобы во вновь построенной бане появился хозяин, нужно было провести специальный обряд. «Без баянника баня неживая, от нее ни пользы, ни здоровья не будет». Для этого хозяева после первой топки бани должны были исполнить на полку супружеский долг, а потом вымыться.
На следующий день после обряда баню убирали, снова протапливали и договаривались с банником о том, сколько раз можно будет мыться за одну топку. Чаще всего в нашем крае это было шесть смен. «Хозяюшко-баяннушко, помоги шесть раза вымыться, выпариться, со всима болями справиться. Аминь», – просили банника, затем на каменку сыпали горсть соли, а за каменку клали горбушку хлеба, посыпанную солью. Считалось, что после этого баня готова к использованию и в ней каждую топку может мыться шесть партий людей, а седьмой партией будет мыться банник со своей семьей и разной нечистью. Верили, что если встать после полуночи у двери бани, то можно услышать плеск воды, шлепанье веников. «Это баянник со своими парится», – говорили старожилы.
Каждый раз перед тем как войти и затопить баню, нужно было постучаться и попросить разрешения у хозяина бани: «Хозяюшко с хозяюшкой розрешите баянку стопить».
Перед тем, как приступить к помывке, следовало тоже его поприветствовать. Заходя в баню с предбанника произносили: «Хозяин с хозяюшкой, розрешите помыться, попариться» или «Хозяюшко с хозяюшкой, возьмите мою грязь, а здоровье мне оставь» и на каменку выливали ковшик горячей воды для того, чтобы банник дал легкого пара. Заходя на полок, говорили: «Крещенный на полок, некрещеный с полка». Во время помывки никогда друг друга не подгоняли. «Баянник не любит спешки», – рассказывали бабушки. Заканчивался же банный обряд благодарением банника: «Спасибо, Хозяюшко с хозяюшкой за парну баянку. Вам на житье-мытье, а мне на здоровьицо». Произнеся эти слова, кланялись и выходили в дверь с опущенной головой, пятясь задом, чтобы показать свое уважение к хозяину бани.
После помывки последней смены людей баннику оставляли открытыми ведра и бочки, омылок или щелок в посудине, «опаренный» веник и горячую воду в шайке со словами: «Мойтесь, Хозяюшко, с хозяюшкой». На следующий день это всё убирали.
Выйдя из бани на улицу, нужно было повернуться к ней лицом и сказать: «Тебе, баянка, на стоянье, а мне на здоровье».
На следующий день после помывки баню тщательно убирали – также, как и перед помывкой, потому что банник не любит грязь и беспорядок. Если хозяева были чистоплотными, то он их оберегал. Люди выходили из бани с ощущением легкости, реже болели.
Обычно в бане ночевать запрещалось, верили, что банник всё равно не даст покоя или уморит до смерти. Но если по какой-либо причине приходилось здесь заночевать, нужно было попросить у хозяина бани разрешения: «Хозяюшко-баяннушко, пусти меня ночевать, темну ночку скоротать» и положить за каменку кусок хлеба с солью. Тогда банник не тронет и будет охранять от всякой нечисти.
«С банником лучше подружиться, взыскать его расположение и париться в бане на здоровье», – пришел к выводу автор исследования.