Уходя, мама плакала…
– Поля вокруг деревни были заминированы. После войны стали засевать. Мама каждый раз, уходя в поле, обнимала меня и плакала: «Доченька, может, не свидимся больше…» Были случаи, женщины подрывались на минах и уже не возвращались домой. Маму Бог миловал…
Алевтина Вайсеро, с. Ошта
Борщ…
В школе постоянно варили суп из зеленых листьев капусты и свекольной ботвы. И теперь, как соберусь варить борщ, так и нахлынут мрачные воспоминания…
Да каша – пища наша
3 мая 41-го родился братик Борис. Мама – на работу, я – в няньках. Водила мальчика в ясли. Ему там давали какую-то кашу из крупных зерен, она казалась очень невкусной, я даже думала: разве можно ее есть? Братик всё время плакал и болел, но – выжил, вырос такой красивенький, кудрявый.
Чай «вприглядку»
Мы с ребятишками бегали на ангары. Разведем костерок, найдем консервную банку, вскипятим в ней воду и пьем чай «вприглядку» с подвешенным на веревочке кусочком сахара или сушкой…
Откуда дровишки?
С братом Игорем (мне было десять лет, ему – девять) ходили в лес за дровами. Возьмем дровенки, двуручную пилу… Нам объясняли, как выбирать тонкие сухие березки. Порой привезем, дома перепиливаем, для печки, а они – не горят! Вот горя-то было…
Бомбежки…
Училась я тогда в Сидоровской школе. Помню, были сигналы тревоги. Нас учитель выведет в коридор. Присядем вдоль стен, пошевелиться боимся: кажется, стоит звук произнести, немцы с самолетов нас услышат и точно бросят на нас бомбу…
Военные разговоры
Старались с ребятишками тренировать силу воли. Говорили друг другу: если немцы будут пытать – ничего не скажем!
День Победы
Моя кровать стояла у окна. Однажды просыпаюсь от громких криков на улице. Выглядываю в окошко, а там все обнимаются, целуются… Война закончилась!
Тамара Захарова, г. Вытегра