Вехи истории жизни людей непредсказуемы, и надо пройти долгий путь, чтобы понять, где и как образовалась веточка династии, где их корни
Суландозерские просторы… А какие деревни здесь были, кто жил в этих деревнях? Именно об этом мне хочется поделиться и начать рубрику воспоминаний об исчезнувших с лица земли деревнях Суландозерского края, но ещё живущих в памяти долгожителей, уроженцев тех мест.
В какое время поселился первый человек в этом краю, вряд ли кто сейчас скажет, но то, что первые люди селились около ручьёв, рек и озёр – это факт, и первые названия деревень исходили от них.
У Каменного ручья (д. Улины) – 14 человек, дворов – 3, Яким ручей (д. Гагарино) – 77 человек, дворов – 17, у Кивручья (д. Батенькова) – 38 человек, дворов – 6, д. Сидоры – при ручьях и колодцах – 14 человек, дворов – 4, на лесу у Кошелёвых (д. Кошели) – 109 человек, дворов – 23. К 1905 году появилась деревня Кивсельга (лесные) при ручьях и колодцах. В дальнейшем деревню стали называть Кивесельга, где жили в основном люди под фамилией Леновы – 34 человека, 9 дворов. Была ещё деревня Угольщина.
Согласно «Списка населённых мест Кондушской волости» только в д.Суландозеро в 1873 году проживало 37 человек в 6 дворах, имелось 2 мельницы. Следующая перепись проводилась в 1905 году, где сказано, что население деревни через 32 года увеличилось на 24 человека. Дворов стало 13, семей – 10, появилась школа. Люди держали 14 коров, 13 лошадей, 52 головы прочего скота. Увеличение населения, крестьянских дворов, поголовья лошадей, коров в то время было по всем деревням.
Опорой жизни крестьян являлись корова-кормилица, лошадь – помощница, их во всех суландозерских деревнях было тогда 90 голов коров, 81 лошадь на 77 дворов. Семьи, имеющие двух лошадей и трёх коров, считались зажиточными.
Трудной была жизнь суландозерских крестьян. Каждая сотка пахотной и сенокосной земли давалась тяжело – рубили лес, корчевали пни, сводили кустарник, осушали болота, строили дороги, мельницы, приобретали вскладчину веялки, соломорезки, молотилки, соха, плуг и борона рыхлили залежные земли. В условиях зоны рискованного земледелия на полях и огородах сеяли и выращивали овёс, рожь, горох, лён, пшеницу, садили капусту, репу и картофель.
Выделывали шкуры коров, овец и свиней, шили из них шубы, сапоги, вязали тёплые вещи, катали валенки, изготовляли деревянные бочки, в кузницах ковали обручи для бочек, колёса для телег, решётки, гвозди, кресты, на мельницах дробили зерно и мололи муку, серпом убирали рожь с полей, цепами на гумнах его дробили, на жерновах мололи и пекли пироги, ловили рыбу, занимались охотой. Осенью, когда заканчивались все полевые работы, крестьяне начинали играть свадьбы. Вереницы лошадей, запряжённые в чунки и сани-розвальни, украшенные колокольчиками и бубенцами под дугой, лентами на оглоблях, под звуки голосистых гармошек и озорных песен наездников летели лесами и полями от деревни к деревне, увозя навсегда невест и женихов. Браки были крепкими. Детей в семьях рождалось много, но судьба их была разная. Так в семье Леновых Андрея Григорьевича и Веры Фёдоровны из д.Кивесельга родилось 12 детей, а выросло только 7 человек. Сильными были те семьи, в которых в основном рождались и вырастали мальчики. Отцы и деды строили им дома рядом со своими. Дома строили одно и двухэтажные, добротные, из болотного свилеватого соснового леса, часто с широким заездом на сеновал, где можно было развернуться на лошади с телегой. Да, всё умели делать наши предки – вели натуральное хозяйство, жили дружно, всей деревней отмечали радость, вместе переживали горе. Верой и правдой служили царю и Отечеству. Строили Мариинский канал, ходили по нему бурлаками и в «тягу» с лошадьми, сопровождая купеческие барки.
Здесь не было войны, по этой земле не ходила нога вражеского солдата. Даже в трудные военные годы, когда всё продовольствие шло на фронт, старики и женщины стремились сохранить своих детей, люди не умирали от голода.
Люди стремились к грамоте. Первое упоминание о школе, работающей в Суландозере, было в 1905 году. Позднее школу перенесли в наиболее населённую д. Кошели. Школа располагалась в крестьянском доме, хозяйкой которого была Демешина Евгения Фёдоровна. При свете лучины и керосиновых ламп учились грамоте не только дети, но и взрослые. Часто голодные и разутые дети в любую погоду ходили в школу за много километров. Так из д. Кивесельга дети ходили пять километров в одну сторону каждый день. Детей училось много, тяга к знаниям была большая. В разное время учителями в школе работали Анна Петровна Осташкова (Ленова), Анастасия Андреевна Ленова, Клавдия Карпова. Много хороших и достойных своей родины людей родила и воспитала суландозерская земля.
Центральная почта была в Кондушах, в деревни суландозерского края долгое время почту носила Демешина (Ленова) Татьяна Андреевна.
В деревне Кошели в послевоенные годы проживали четыре семьи Карповых, две – Мендиных, две – Демешиных, две – Осташковых, Авдейковы и Богдановы. Был свой колхоз под названием «Застрельщик». Колхоз имел свой скотный двор для содержания лошадей, коров и овец. Коровье молоко и овечью шерсть сдавали государству.
Искусным мастером по изготовлению деревянных ушатов, бочек, плетёных корзин, кошелей из бересты был житель деревни Николай Карпов.
Если пройти несколько километров по разбитой тракторами лесной дороге дальше в лес, то на горке возле озера была деревня Суландозеро, вторая по числу дворов. Здесь была центральная усадьба колхоза «Твёрдый шаг». Руководила колхозом с начала образования Наталья Касьянкова, а во время и после войны – Андрей Григорьевич Ленов. В этой деревне проживали семьи – Касьянковы, Батеньковы, Фунтиковы, Улины, Карповы, Гордины.
Здесь же находился сельсовет. Руководили им в разное время Марфа Седякина, Антонина Григорьевна Карпова, и житель д. Кондуши Николай Степанович Колесов.
В полутора километрах на юго-восток от Суландозера стояла небольшая деревня Улины с пятью дворами. Все жители носили фамилию одноимённую с названием деревни – Улины.
Пройдя ещё около двух километров на юго-восток, жила деревня Кивесельга. В девяти домах жили три семьи Леновых, Маркушевы, Серышевы, Сивьюк, Леоновы, Улины, Мигуновы, Батеньковы. Через деревню протекал небольшой ручей, в конце её стоял скотный двор, где держали лошадей, коров и овец романовской породы. В трёхстах метрах от деревни на реке Суланда была мельница. При въезде в деревню, справа от дороги, росла сосновая роща, в ней с незапамятных времён находилась православная часовня, такая же, как в д. Сидоры. По церковным праздникам сюда приезжал батюшка из д.Кондуши. За рощей в послевоенные годы были построены два домика, где останавливались ночевать электрики, обслуживающие ЛЭП.
Через пятьсот метров на север от Кивесельги находилась деревня Батенькова. Если идти на юг лесными тропами, то через 10 километров можно было выйти к лесному посёлку Известь, расположенному на реке Лема, а от него через семь километров на восток – к д. Лема.
Николай Добряков, февраль 2024 г.
Материал составлен
по воспоминаниям старожилов
Гусевой (Сивьюк) Нины Алексеевны,
Демешина Анатолия Сергеевича,
Осташковой (Леновой) Анны Петровны.