Произведение вытегора Ивана Кашкан вошло в сборник рассказов ветеранов СВО
В начале февраля на площадке Международной выставки-форума «Россия» состоялась презентация первого сборника рассказов ветеранов СВО «Жизнь за други своя».
Книга издана фондом «Защитники Отечества» под редакцией писателя Захара Прилепина.
В сборник вошли произведения, основанные на личных историях героев спецоперации и их родных. Авторами выступили сами ветераны и бойцы СВО.
«Идея собрать истории участников СВО, рассказать об их подвигах общественности, конечно, лежала на поверхности. Это необходимо, чтобы сохранить историческую правду и память об этих событиях. Но в процессе сбора мы обнаружили, что многие истории очень талантливо написаны. Так родилась идея издать сборник рассказов авторства самих ветеранов. Благодаря книге теперь можно взглянуть на спецоперацию их глазами, понять, через какие испытания прошли эти люди. У нас получилась правдивая, искренняя, пронзительная и воодушевляющая летопись судеб и подвигов, которые надолго останутся в сердцах миллионов людей», – сказала Председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева.
Среди приглашенных гостей было более 300 ветеранов СВО, членов семей погибших бойцов. Посчастливилось оказаться на значимом событии и нашему земляку Ивану Кашкан.
«Живой» – так называется рассказ ветерана СВО из Вытегорского района.
«Свой рассказ я посвятил нашему земляку Василию. Это правдивая история о силе духа русского воина. Огромное спасибо за то, что наши боевые воспоминания вошли в историю, и каждый, кто прочтет эту книгу, сможет узнать историю правдивую, не переписанную», – поделился Иван Кашкан.
Когда началась спецоперация на Украине, Ивана окружала мирная жизнь: хорошая работа в леспромхозе, семья, четверо детей.
В июне 2022 года вытегор ушел добровольцем. «Родина позвала», – обмолвился Иван, рассказывая о своем выборе. Боевые задачи он выполнял в Харьковской области в должности командира взвода.
Во время первого боя 22 июня их сводная рота пошла брать одну деревню, на первой боевой машине не хватало человека, тогда вызвался Василий. По роковому стечению обстоятельств его машина попала под гранатомет, и Василию осколками ранило ноги. Четыре дня его не могли найти: погиб, а может попал в плен? Нет, он жив и не в плену, а там, остался на минном поле, ползет, сколь есть сил, к своим. И так четыре дня. Передвигаться приходилось днем и только по лесополо- се – иначе можно было попасть в поле зрения вражеских дронов. Он сам не понял, что добрался до своих…
«Этот случай врезался в мою память. В какой-то мере я чувствовал ответственность за то, что произошло, – рассказывает Иван Кашкан. – Меня самого ранило 5 июля, а первый отпуск дали лишь в октябре. Вот тогда мы и встретились с Василием на родине, я приехал к нему в гости в Сокол».
Получив тяжелое минно-взрывное ранение, Иван Кашкан долгое время проходил лечение и был признан негодным к военной службе, сейчас – он оформляет удостоверение ветерана боевых действий. Василий до сих пор продолжает реабилитацию, а при содействии фонда «Защитники Отечества» он стал воспитателем в одном из кадетских корпусов, заключив социальный контракт на трудоустройство. Новая работа ему очень нравится.
Общение соратников в мирной жизни – одно из важных условий их адаптации, поддержания боевого духа и осознания того, что кровь пролита не зря…
Так и наши герои спустя время поддерживают связь. «И сейчас общаемся, приезжаем друг другу в гости. А как иначе?», – резюмировал Иван Кашкан.
Живой
Лето 2022-го выдалось жарким. И погодой, и боями. Пришлось попотеть – и в прямом, и в переносном смыслах.
21 июля 2022 года нашей сводной роте 2-го батальона Таманской дивизии была поставлена задача взять деревню Андреевка. На задание было направлено восемьдесят человек личного состава, в том числе и я. В поддержку нам было выделено семь БТР.
Ещё на подходе к Андреевке мы упёрлись в заминированную дамбу, заграждённую подбитым танком ВСУ. Было принято решение отправить один БТР разведать обстановку. Но как только он приблизился к переправе, по нему сразу отработали из РПГ. Остальные БТР успели сориентироваться и принялись отходить на безопасное расстояние, но тут противник накрыл их мощным огнём.
Три наших машины были поражены прямым попаданием снаряда.
Наблюдать гибель своей техники и личного состава было очень больно. Больше всего меня тревожила судьба Васи… Молодой парень лет двадцати. Я запомнил его, потому как он оказался почти моим земляком – из города Сокол, с Вологодчины.
Пробравшись к нашим спасшимся БТР, мы изловчились и смогли запустить дрон, что было в данной обстановке довольно рискованно. И вот, наконец, мы увидели, что происходит на месте взрыва самого первого БТР.
Зрелище было печальным. Четверо наших бойцов – двухсотые, а двое, включая командира, взяты в плен. Василия, правда, не было видно… Душу обжигало чувство вины: ведь именно я посадил его в тот злополучный первый БТР.
О его судьбе ничего не было известно долгих четыре дня, пока нам не позвонили из госпиталя. Как выяснилось, наш Василий, находясь на броне БТР, получил осколочное ранение ног, но успел уползти в поле. И только спустя четыре дня его обнаружила разведывательная группа и привезла в госпиталь.
Тогда с Василием мы не увиделись. Но я знал главное: он жив, а на войне этого знания более чем достаточно.
…Встретились же мы через четыре месяца – в отпуске. Немало накопилось воспоминаний и слов, которые важно сказать человеку, пока он жив. Я не мог не расспросить друга о его спасении: ведь выжить, находясь четверо суток в поле без еды и воды, практически невозможно.
Вася только улыбнулся. Оказалось, он не бездейственно лежал и ждал подмоги, но все эти дни, не переставая, полз к своим. И это с перебитыми-то ногами!
Да, в день он проползал всего несколько метров. Но главное не это. Главное – его абсолютная убеждённость в необходимости добраться до своих и сила духа, которые помогли ему продержаться до прихода подмоги».
Иван К., ветеран СВО Вологодская область.