26 апреля – годовщина трагедии на Чернобыльской АЭС
38 лет назад, весной 1986 года в Чернобыле произошла одна из самых масштабных техногенных аварий в истории человечества. Из-за разрушившегося реактора в окружающую среду были выброшены тонны радиоактивных веществ. Сотни тысяч людей подверглись радиационному облучению.
В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС участвовали и 27 жителей Вытегорского района, которые ценой своего здоровья самоотверженно выполняли гражданский и воинский долг. К сожалению, многих из них уже нет с нами.
Чернобыль ворвался в жизнь Сергея Лапсакова, Александра Селина и еще шестерых вытегоров осенью 1988 года, когда все полагали, что с последствиями аварии на ЧАЭС в основном уже покончено. Ведь тогда хранили в секрете многое, что происходило там. Телевидение, газеты рассказывали в основном о победах, о том, что в декабре 1986-го разрушенный реактор окончательно упрятали под бетонный саркофаг.
Тогда это официально называлось – специальные военные сборы. Надо сказать, что призывали на них мужчин, находящихся в запасе, семейных, уже имеющих детей. Сначала была Вологда (только здесь они узнали, что будут направлены в Чернобыль), затем Колпино (здесь им выдали форму), далее Киев, Белая Церковь, Иваньков – здесь шло распределение по воинским частям. Вытегоров направили в 21 полк отдельной химической защиты Ленинградского военного округа. Поселили их во временном палаточном лагере, в палатке жили по 30 человек. Повезло – осень в том году была теплая, не дождливая.
Начались будни, всё как в армии: поставленные задачи и их выполнение.
«Основная наша задача заключалась – минимизировать последствия катастрофы, – рассказывает Александр Иванович. – Служба проходила на пункте специальной обработки. На всех выездах из зоны были устроены дозиметрические посты, которые измеряли уровень радиации на всей выходящей технике. Если фон превышал допустимые показатели, машину в обязательном порядке обрабатывали деактивирующими средствами».
О влиянии радиации на организм знали не очень много, да особо и не придавали этому значения, не понимали реальной угрозы и серьезности всего происходящего, тем более ее не видишь, не чувствуешь. «Врач-радиолог из Ленинградского военного округа регулярно проводил с нами беседы, – говорит Сергей Федорович, – рассказывал нам, что такое радиация. В тот момент у многих начались недомогания: головные боли, сильный кашель. Он был честен с нами и говорил, что лет пять будете жить нормально, а дальше никто не знает».
Прошел месяц, закончился срок службы, выдали им справки о том, сколько радиации они получили, вернулись мужчины домой, стали жить обычной жизнью, теряя год за годом своих друзей. К, сожалению, из вытегорских ликвидаторов на сегодняшний день осталось только восемь человек.
26 апреля соберутся они, кому позволит здоровье, у памятного знака вытегорам-участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и почтят память ушедших из жизни минутой молчания. Они – обычные вытегоры, не считающие себя героями, но благодаря и их усилиям была побеждена одна из самых масштабных экологических катастроф в истории человечества.