Фаина Булекова: «Отладить, чтобы работало, как часы, — моя заветная мечта»

Сфера здравоохранения, несмотря на название, по-прежнему остается больной темой, «излечить» которую сможет лишь большой комплекс выполненных одновременно процедур, поскольку проведение лишь одной-двух необходимого эффекта не дает уже на протяжении многих лет. К такому выводу мы пришли по итогам беседы, состоявшейся у журналиста «районки» с главным врачом ВытегорскойЦРБ: ФаинаБулекова ответила на замечания жителей, изложенные в анкетах проведенного Общественным советом при администрации Вытегорского района опросе «Я вижу – я предлагаю».

– Фаина Александровна, кадровая проблема для центральной районной больницы не нова, потому люди предлагают привлекать молодежь и создавать определенные условия для вчерашних студентов образовательных учреждений, организовывать приезд узких специалистов (отдельно подчеркивают – диабетолога). Что делается руководством ЦРБ в сфере кадровой политики?

– В нашем районе разработана кадровая программа, которая позволяет заключать договоры со студентами, выплачивать им дополнительную стипендию во время обучения с последующим их возвращением на работу в Вытегорский район. К сожалению, и случай уже не единичный, ребята при финансовой поддержке из районного бюджета и доходов ЦРБ получают образование, затем разрывают контракт и устраивают свою жизнь в другом месте. Кто-то добровольно возмещает понесенные районом траты, кто-то – по результатам судебного решения. Считаю такое их поведение несколько непорядочным.

Государством сегодня делается многое для привлечения молодых специалистов на работу: выплачиваются подъемные из федерального и районного бюджетов, врачам осуществляется ежемесячная доплата в размере 10 тысяч рублей из областного, работает региональная программа «Земский доктор». Мы стараемся предоставить пришедшим к нам на работу жилье. Но редко кто хочет трудиться в районной больнице или на селе, ведь это связано и с ночными подъемами, и с вызовами в выходные, и с дежурствами. Утрачивается, на мой взгляд, самое главное – готовность жертвовать личными интересами во имя своей профессии.

Из-за недостатка притока молодежи возникает проблема с узкими специалистами. Чтобы обучить врача на узкую специальность, необходимо на два года отправить его в ординатуру.

Несколько сглаживают напряженность ситуации приезды врачей областной больницы. В этом году они были у нас два раза: весной и в сентябре. Количество посещений районов и состав таких выездных бригад определяется Департаментом здравоохранения Вологодской области, нам сложно как-то это регулировать, в том числе отвечать на пожелания вытегоров, например, в привлечении диабетолога.

Недостаток кадров влечет за собой проблему обеспечения медиками образовательных учреждений. Если на селе все вопросы с дошколятами и школьниками традиционно решают специалисты на местах – работники ФАПов и врачебных амбулаторий, то в городе ситуация иная, хотя и ее нам удалось облегчить. В настоящий момент нет медика в средней школе № 1 и детском саду «Гармония» – будем привлекать ожидаемых в ближайшее время на работу в ЦРБ медсестер.

– С чем связан недостаток талонов к одним специалистам и полное их отсутствие к другим? Очереди к врачу нагнетают и без того безрадостную обстановку.

– Талонная система не всегда себя оправдывает. Прежде всего, это касается жителей села. Считаю, что любого приехавшего врач обязан принять, даже если пациентов очень много. Неизвестно, есть ли у этого человека деньги на повторный визит в больницу. В наших условиях, если прием будет вестись только по талонам, а есть норматив пациентов на одного специалиста в день, последствия для части больных могут оказаться удручающими. Это касается и сдачи анализов.

Если говорить об узи-диагностике, то необходимо понимать: любое излучение небезопасно, врач не может находиться под их влиянием дольше положенного срока. Однако за день через кабинет УЗИ в ЦРБ проходит от 15 до 20 человек, умножьте хотя бы на 30 минут для каждого…

Пациенты стационара, проходящие диспансеризацию, беременные, плановые амбулаторные обследования – всё ложится на плечи двух специалистов узи-диагностики, работающих в Вытегре и Белом Ручье. В экстренной ситуации не отказывают никому, а плановое обследование допускает отсрочку до двух недель. Считаю, что в некоторых ситуациях людям надо проявлять чуть больше терпения.

– Фаина Александровна, еще один вопрос, переданный нам Общественным советом, связан с невозможностью сдать анализы, правда, не уточняется какие именно. Можете как-то это прокомментировать?

– Скорее всего, речь идет о сдаче крови на ВИЧ. Уже несколько лет данный вид диагностики сосредоточен в Вологде. Тест-системы для определения этой инфекции рассчитаны на обследование 80–90 человек. В районах такого количества сданной крови единовременно не бывает, потому мы отвозим ее в областную столицу, как это делают и другие районы. Если человек едет в Вологду на операцию и ему нужно срочно получить ответ, мы оговариваем, что пациент придет за ответом в лабораторию на ул. Щетинина сам.

В остальном все наши лаборатории работают в прежнем режиме.

Возможно еще, что в анкетах имелась в виду какая-то сложная диагностика, которая не проводится в районных больницах из-за отсутствия соответствующего оборудования и специалистов.

– К вопросу о диагностике: уже около года не работает томограф.

– Томограф очень нужен. Деталь, которую требуется заменить, стоит более семи миллионов рублей. Первоначально в областном бюджете изыскали лишь пять миллионов, и только на октябрьской сессии ЗСО внесены поправки в региональный бюджет и выделена полная сумма. 1 ноября объявлены торги. Надеемся, что к концу года аппарат будет отремонтирован.

– Не только оборудование, но и здания фельдшерско-акушерских пунктов требуют ремонта.

– Действительно, это так. В текущем году по итогам прошлогоднего Градсовета нам были выделены средства на приведение в порядок Белоусовского и Алмозерского ФАПов. Первый, за счет сэкономленных на ремонте инфекционного отделения средств, планируем еще обшить сайдингом. Для второго сейчас приобретаем новую мебель, после чего он вновь распахнет двери для пациентов.

Плохие условия работы у фельдшеров и медсестер в Мирном, Девятинах, Тудозеро, Сорокопольской Запани, Октябрьском, Кондушах, Горном Ручье, Анхимово и Сперово.

В 2020 году за счет областных средств обещают установить три модульных ФАПа: в Тудозеро, Девятинах и Мирном. Еще три здания будем ремонтировать за свой счет. На более поздний период останутся два фельдшерско-акушерских пункта в Анхимовском сельском поселении и Горноручейский.

– Фаина Александровна, у жителей Андомского сельского поселения есть предложение по открытию ФАПа в Щекино.

– Фельдшерско-акушерского пункта в данном населенном пункте никогда не существовало, ближайшим был Андомогорский, но и тот по причине отсутствия медработника закрыт уже около 20 лет. Вопросы вакцинации и некоторые другие решает фельдшер Тудозерского ФАПа. Кроме того, у нас есть мобильный ФАП, бригада врачей выезжает и в эти деревни в том числе.

– А в Белоручейской амбулатории можно организовать круглосуточный стационар?

– Знаю, что жителям этого очень хочется. Но сегодня мы должны исходить из целесообразности. Медицина шагнула вперед. Там, где раньше требовалось до восьми уколов в сутки, сегодня нужна лишь одна инъекция противобактериального препарата. Сделать капельницу, пройти осмотр можно в рамках дневного стационара, отправившись на ночь домой и приняв назначенные таблетки самостоятельно. Это, как говорят психологи, даже предпочтительнее для пациента, чем нахождение в одной палате с несколькими незнакомыми людьми. Тяжелые случаи, требующие постоянного наблюдения – это уровень не участковой больницы, а районной, где больше специалистов и возможностей.

Абсолютно не против появления в Белоручейской амбулатории круглосуточного стационара (сейчас там 15 коек дневного). Вместе с тем добавлю, что открытие стационара повлечет за собой большие материальные затраты на его оборудование в соответствии с изменившимися требованиями и не один год документальной работы.

Помимо этого, на базе Белоручейской амбулатории у нас организовано отделение сестринского ухода. К сожалению, есть больные, которые никому не нужны. И это не только вышедшие из мест лишения свободы граждане, но и брошенные взрослыми детьми родители. Мы пытаемся устроить таких людей в дома престарелых, но, во-первых, на это требуется время, а им нужно где-то жить, во-вторых, социальные учреждения тоже принимают не всех желающих. Да, нахождение на койках сестринского ухода платное (714 рублей в сутки) – тариф согласован с департаментом здравоохранения, но для многих это становится единственным выходом.

– Фаина Александровна, вытегоров по-прежнему волнует недостаток машин скорой помощи.

– Неоднократно уже отвечала на этот вопрос. По нормативу положена одна машина на 10 тысяч населения, в нашем районе 24 тысячи человек и три машины скорой помощи. Формально он выдерживается, но объективно все мы понимаем, насколько велика территория нашего района. Исторически сложилось так, что посты скорой помощи находятся в Анненском Мосту, Белом Ручье и Вытегре. Понятно, что если машина из города ушла на вызов в Межозерье или Ундозеро, вернется она лишь часа через четыре. В экстренных случаях привлекаем автомобиль приемного покоя. Была попытка перевести пост скорой помощи из Анненского Моста в районный центр, но это вызвало социальный взрыв. А просто увеличить штат в Вытегре, создав дополнительную бригаду, не позволяют рамки фонда оплаты труда, утверждаемого департаментом здравоохранения. Часто необоснованно отвлекают машину скорой помощи лица в алкогольном опьянении.

– Завершающий вопрос связан с благоустройством территории вокруг ЦРБ, отсутствием таблички на здании детской консультации, скамеек и детской площадки возле него. Его можно решить?

– Информационная табличка на здание детской консультации заказана, скамейки возле поставим весной. Установить рядом детскую площадку не позволяет территория, а вот с обустройством парковки на муниципальном земельном участке обещала помочь городская администрация.

Что касается благоустройства территории возле центральной районной больницы, то данный вопрос мы выносим на Градостроительный совет. На эти цели необходимы 5 миллионов рублей. Надеемся, что нас услышат, и мы получим областную поддержку.