«Есть такая профессия Родину защищать». Часть 1

На Межрегиональной олимпиаде по научному краеведению «Мир через культуру» Айсэф Филонов, ученик 10 класса Мегорской школы, подготовивший исследовательскую работу «Есть такая профессия Родину защищать» об офицере запаса Александре Лаврове (научный руководитель Татьяна Терова, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Вытегорский районный центр детского и юношеского туризма», заведующий Мегорской библиотекой КУК СПО «Центр досуга «Мегра») отмечен дипломом третьей степени Вологодского регионального отделения Русского географического общества.

О чем написал школьник, отмеченный жюри? В этом и следующем номерах мы познакомим вас с выдержками из работы Айсэфа.

 

2020 год – особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. С годами редеют шеренги ветеранов, но оставшиеся в живых хранят в своих сердцах майское солнце Победы 1945 года.

На долю поколения послевоенных лет также выпало участвовать в локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных «горячих точках» нашей планеты. Среди имен воинов – участников боевых действий в Афганистане, Корее, Закавказье, Чечне немало имен наших земляков-вологжан. Все они, как и герои Великой Отечественной войны, проявили мужество и стойкость. Один из таких героев живет в селе Мегра. Это Лавров Александр Васильевич, капитан запаса.

Жизненный путь Александра Лаврова

Александр Лавров родился 16 мая 1963 года в селе Мегра.

Мечта стать военным появилась у него после просмотра по телевизору фильма о суворовцах. Александр «загорелся» и стал готовиться к поступлению. Конкурс был большой – 8 человек на место. Из Вытегорского района поступало около десятка подростков. Суворовцем стал один – Александр Лавров.

В суворовском военном училище Александр учился 2 года. «Было трудно, не хватало знаний, и первый год приходилось зубрить до 2-3-х часов ночи. Но старался «держать марку». Дисциплина в училище была строгая, но мне нравилось учиться».

В 1980-м году Александр Лавров поступил в Коломенское высшее артиллерийское командное училище имени Октябрьской революции – военный институт, осуществлявший подготовку офицерских кадров командного профиля для артиллерийских формирований Вооруженных сил.

Получив 15 июля 1984 года диплом инженера по эксплуатации артиллерийского вооружения и погоны лейтенанта, Александр уехал служить в разведывательную бригаду в Забайкальский военный округ.

Годы службы (1984 – 2008 гг.)

В Забайкальском военном округе Александр Васильевич служил командиром взвода 82 мм автоматических минометов минометной батареи. Место службы – Монголия. Здесь он прослужил три года. У него сохранились самые добрые воспоминания о том времени.

Дальше он служил в Закавказском военном округе в Нахичеване. «Тяжело было привыкать – другие обычаи, другие люди. В Монголии все в части говорили на русском языке, были доброжелательны, а здесь совсем другое отношение не только к нам, военным, но и друг к другу. В части служили солдаты разных национальностей». Александр Васильевич служил командиром реактивного артиллерийского взвода в должности старшего офицера батареи. Служба в Закавказье была недолгой – несколько месяцев. В это время начался конфликт между армянами и азербайджанцами. Через несколько месяцев Александру предложили службу в составе ограниченного контингента войск в Афганистане. И он согласился.

«О войне в Афганистане мы, курсанты артиллерийского училища, знали из средств массовой информации, а потом в 1982 году в училище приехал бывший курсант Владимир Тарасов, который добровольно пожелал служить в Афганистане, и поделился своими впечатлениями о службе в ограниченном контингенте войск». Так что обстановку в Афгане Александр Васильевич примерно знал. И 2 марта 1988 года был откомандирован в распоряжение командира Туркестанского военного округа. А в апреле попал непосредственно в Афганистан. Он вспоминает, как прибыв в Кабул, ждал самолет к месту назначения (г. Шиндад), но свободных мест на борту не было, и он остался ждать следующий рейс. А потом узнал, что самолет был сбит. В Афганистане Александр Лавров служил старшим офицером гаубичного артиллерийского взвода, входящим в состав 40-й армии.

Правду о новом месте службы он раскрыл только старшему брату. Ему он писал письма, которые Сергей Васильевич бережно хранит в своем семейном архиве. Вот строки из писем, раскрывающие нам сложности службы. «Прибыв из отпуска, буквально через неделю узнал, сто направляюсь продолжать службу в ДРА. … сообщили, что 3.03. должен быть уже в Тбилиси и, по-моему, до 10.03. необходимо пересечь границу… Домой еще ничего не писал. Думаю написать, что направляют в Германию…». «… И у меня еще одна просьба: если долго писем не будет, маме говорите, что у меня все хорошо».

Батарея, которой командовал Александр Васильевич, постоянно находилась в 15-минутной боевой готовности. Это значит, что подразделение в предельно короткие сроки (за 15 минут), в любое время суток, при любых климатических условиях и обстоятельствах и при угрозе применения противником оружия массового поражения должно быть готово осуществить всестороннюю подготовку и выполнить поставленную задачу.

Привыкать к службе в Афганистане было непросто – сложные климатические условия – «Погода стоит довольно теплая: ночью  ≈28о C, а днем немного теплей до 43о C», «в тени жара достигает + 70 градусов, бракованные снаряды взрываются на свалке», постоянная смена обстановки – «Обстановка меняется в день несколько раз», «Не передать словами как вопрос о сроках вывода всех уже замучил. Не потому, что настолько служба здесь надоела…, а потому, что нет никакой конкретности, ясности. Невозможно настроить себя на какой-то определенный срок. Если вчера еще говорили об августе, то сегодня уже все продвинулось до января (а завтра, возможно, будет снова август). Вот такая наша моральная обстановка».

Вместе со своим подразделением Александр Васильевич выезжал на боевые. «Недавно выезжали немного повоевать, сейчас готовимся к операции на Кандагар. Лучше, конечно, чтоб ее не было, но…», «Правда «духи» с каждым днем начинают звереть. Украли из соседнего полка солдата молодого (всего сутки пробыл на земле Афгана). Сбили 2 почтовых самолета, да и самих начали чаще обстреливать. По всей видимости на днях выйдем на боевые – надо немного их спесь убавить, а то наглость уже переходит все границы».

Боевые выезды нередко были с потерями личного состава – «В конце июля убывали на 1,5 недели на боевые действия для обеспечения вывода наших частей из Кандагара. Повоевали немного. Без потерь, как всегда, наверное, не обошлось». Неспокойно было и непосредственно в расположении частей армии – «Сейчас я являюсь начальником сторожевой заставы на маршруте между Гератом и Шиндандом. Охраняю дорогу. Но «духи» не дают спокойно жить – частенько совершают диверсии. Прошлую ночь на соседней заставе убили 4-х солдат, 1-го ранили, с нашей заставы хотели украсть часового, но были вовремя пресечены. В общем спать здесь не приходится». Погибали молодые солдаты-срочники 18-20 лет, некоторые по глупости. Вспоминая их, Александр Васильевич еле сдерживает слезы.

В Афганистане Александр получил свою первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги». Здесь же он получил награду от афганского Президента. Брату он написал: «Начну с приятного. На днях мне вручили медаль Афганистана – «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Так что можете поздравить с первой, можно сказать, боевой наградой».

И еще одной наградой дорожит Александр Васильевич – это наручные часы Orient. Их подарил ему Абдураим, как сказал Александр Васильевич, главарь дружественной банды. «Сначала мы были врагами, а потом подружились. К нам на батарею привезли бракованные снаряды, чтобы нарисовать карточку огня, нужно было пристрелять орудия батареи. Выбрали сопку, на которой не было кишлаков с мирными жителями. Произвел выстрелы: сначала был перелет, затем – недолет. Вдруг по радиостанции приказ: «Прекратить огонь, вы стреляете по кишлаку, есть убитые жители!» Абдураим на БТР с оружием приехал в расположение батареи. Я думал, что всё – расстреляет. Но удалось доказать, что боезаряды были с браком. В следующий раз расположение формирования Абдураима обстреляли моджахеды с Черной горы ЭРСами. Снова пришлось объясняться. А затем Абдураим приехал ко мне за помощью оборудовать площадку для трех орудий. Так и подружились. В знак благодарности он подарил часы Orient, которые до сих пор исправно ходят».

Были в Афганистане и поводы для радости. В письме брату от 17.07.1988 г. Александр пишет: «правда мы здесь не только воюем. Позавчера гуляли на свадьбе. Удивлен? Женился парнишка из дивизиона. Но это единичный случай в практике всех офицеров полка … И все таки война войной, но жизнь должна продолжаться».

Вывод войск долго задерживался, и Александр Лавров, как и все военнослужащие очень переживал, ожидая его. «Насчет вывода по-прежнему конкретно ничего не известно. Но по всей видимости моя батарея выведется в Союз в последнюю очередь – будет прикрывать выход остальных частей. В общем, рассчитываю увидеть Союз лишь к февралю 1989 г.». «Начался вывод войск из Афгана. У нас сроки потихоньку тоже проясняются – где-то в середине июля-в конце нас, думаю, будет встречать г. Кушка. А перед этим будет последний бой, так как «духи» спокойно уйти не дадут – это понятно».

Последним границу Афганистана пересек командующий 40-й армии генерал Громов. Правда, на советской земле генерала, да и солдат армии ожидало разочарование – никто из руководства государства и армии не приехал поприветствовать войска, вернувшиеся после девятилетней войны.

После возвращения из Афгана, Александр Васильевич был отправлен в командировку в Прибалтику – было необходимо отвезти в ремонт технику, на которой воинское формирование вышло из Афганистана. По пути в командировку он приехал навестить родителей. Вот тогда и открылась правда о его настоящем месте службы с 22 марта 1988 г. по 8 февраля 1989 г. Он приехал домой загорелый, в непривычной военной форме. Отец сразу догадался, где служил сын. Были слезы матери, объятия и подарки всем родственникам. За исполнение интернационального долга Александра Лаврова наградили медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» (Указ Президента РА №240 от 15 мая 1988 г.), медалью «10 лет Саурской революции» (Указ Президента РА № 315 от 01. 1988 г.), Грамотой Президиума Верховного Совета СССР Воину-интернационалисту (Указ от 28 декабря 1988 г., Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ от 20 января 1989 г., наручными часами от Министра обороны СССР (1989 г.).

Александр Лавров и Айсэф Филонов.