Заводчик собак. Звучит знакомо, но для вытегорской глубинки не совсем привычно.
Леонид Ярощук переехал в Анненское сельское поселение из Ленинградской области, когда всё больше дачников стали заселять места, где располагалась его усадьба. Познакомился с владельцем дома в д. Бессоново, планировавшим его продавать. Так и оказался Леонид Михайлович в наших местах. «Я бы, может, приобрел участок где-нибудь поближе к Санкт-Петербургу, ведь и сам уже не молод, но так распорядилась судьба», – пояснил мужчина.
А для собак здесь настоящее раздолье: большая территория, добротные просторные вольеры, в которых легко укрыться и от непогоды под крышей, и от жары, вырыв норку в песке под деревянным настилом. Рядом лес, по которому можно прогуляться с хозяином.
Собаками мужчина занимается с детства, уже около 50 лет. Работал лесником в Ленинградской области, егерем в заказнике «Пригородный», там это было для него частью работы. Сейчас он на пенсии, но без любимых лаек свою жизнь не видит. Были у Леонида Михайловича и западносибирские, и русско-европейские, а сейчас только карельские или, по-другому, финские шпицы. Порода охотничья, а потому требует внимания особенно в период обучения.
Как отметил Леонид Ярощук, многое у таких собак заложено природой. Одни лучше ходят на пушнину, другие – на дичь, третьи – на лося. Данные качества выявляются в раннем возрасте, а потом постепенно развиваются путем специальных тренировок.
«Порода очень трудная. Наполовину практически, как лиса, – диковата, нового опасается. В дрессировке – обидчивая, своевольная. Если ударить, запомнит на всю жизнь. Человек с ней должен быть выдержанным. Нужно быть готовым к тому, что лайки любят убегать, а еще – рыть (от ред.: потому у Леонида Михайловича вокруг участка высокий забор, под которым еще на полметра закопана металлическая сетка). На огороде быстро на месте грядок появятся ямы. С лайками следует много заниматься, – посоветовал тем, кто хочет обзавестись такой собакой, Леонид Ярощук. – Хотя при внимании и должном уходе их можно и в городской квартире держать. Однако прогулок на поводке будет недостаточно, следует давать собаке набегаться. Зато в еде лайки неприхотливы. Но перекармливать их нельзя, а то начинают толстеть и болеть».
Так как охотников, использующих, специально обученных собак, становится всё меньше, щенки теперь менее востребованы. Много на рынке предлагается животных без родословных, что составляет ощутимую конкуренцию. То есть бизнесом увлечение Леонида Михайловича вряд ли назовешь. И всё же он не продает своих питомцев всем подряд. «Мало кому можно доверить собаку, – подчеркнул он. – Ее содержание – это наука, которой надо учиться, необходимо иметь призвание к животным, а то толку не будет».
Местное население, по словам мужчины, не понимает его, люди говорят: «Вот бы ты овечек завел, кур да индюков в вольеры посадил»… Но ему нравится жить именно так – чуть в стороне от суеты, в гармонии с окружающим миром.
Леонид Ярощук в своем немаленьком доме один. И больше всего его волнует не объем забот в хозяйстве (подчеркнем, участок ухожен, вольеры чистые, собаки – здоровые, жизнью довольные), не необходимость тратить значительную часть пенсии на пропитание своих питомцев, а что будет с лайками, если с ним что-нибудь случится. Учеников и последователей, к сожалению, нет. А вот собаки удивительно красивые и прекрасно обученные.