Уже второй год с тыльной стороны здания администрации сельского поселения Девятинское обосновались местные огнеборцы. Команда из пяти человек во главе со старшим добровольцем Сергеем Тарасовым ежедневно следит за ситуацией с пожарами на территории поселения. Как они это делают? Каждый в свою смену дежурит у телефона.
При возникновении пожара сотрудник седьмого отряда федеральной противопожарной службы обращается к графику дежурств, который составляется ежемесячно нашим героем, и звонит тому члену добровольной пожарной команды (ДПК), чья смена выпадает на день происшествия. Доброволец в свою очередь связывается с Сергеем Анатольевичем. И они вдвоем, иногда втроем выезжают на пожар. «Добрались до места – отзвонились диспетчеру, доложили обстановку. Вернулись в гараж, сообщили, что девятинские добровольцы загнали машину», – поясняет наш герой. На каждого сотрудника подразделения выходит 6-7 таких дежурств в месяц.
На территории поселения помощь населению в тушении пожаров оказывает ведомственная пожарная машина АО «Белый Ручей», автоцистерны 132 пожарной части с. Анненский Мост, 35 пожарной части г. Вытегра и Девятинской ДПК. Нормативным временем прибытия пожарных к месту вызова считается десять минут. Успевают ли добровольцы прибыть вовремя? На этот вопрос наш герой отвечает с огорчением: «Мы не всегда первые приезжаем, так как находимся дома. Нам нужно собраться, приехать в гараж, подготовить машину к выезду. А это время…» Как правило, первыми приезжает единица пожарной спецтехники АО «Белый Ручей».
Тогда очевиден вопрос: Чем отличается ДПК от пожарной части, доброволец от пожарного? И как повысить эффективность работы структуры? «Из всей команды только один человек работал пожарником – это Владимир Васильков, – говорит Сергей Тарасов. – Он имеет удостоверение, и обучение проходил на водителя пожарной машины. А у нас, у добровольцев, есть только категории». Работает каждый огнеборец по договору со сложным наименованием – на выполнение работ (оказание услуг) по участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Запись в трудовую книжку не заносится. Стаж не идет. Кто пойдет работать? На этот вопрос у Сергея Анатольевича ответ есть: «Если бы нас трудоустроили, как полагается, чтобы стаж шел, платили зарплату, мы даже на минимальный размер оплаты труда готовы, то, конечно, и дежурили бы мы на месте, и успевали бы приезжать первыми на пожары, меньше жертв было бы».
И вновь невольно мы задаемся вопросом, почему из девятинских добровольцев не сделать полноправных пожарников? Ответ оказывается на поверхности: не хватает численности населения муниципального образования, чтобы организовать пожарную часть.
За период своей работы ДПК выезжала на 11 пожаров. Горело две бани, три жилых и три нежилых дома. Остальные вызовы были на горение травы.
Чем-чем, а оборудованием добровольцы снаряжены добротным. Автомобильная цистерна-30(53)106А емкостью 1600 литров, компрессор «Буран-10» для накачки шин, мотопомпы, рукава закачные и напорные, противопожарные ранцы РП-15 «Ермак», бензопилы STIHL и DENZEL GS-42, совковые лопаты, лопаты для снега, боевая одежда пожарного, костюмы добровольного пожарного и др. «Всё у нас есть, всё привезено полностью новое, кроме машины 1983 года выпуска, – поясняет герой. – Она у нас, конечно, подержанная, но на полном ходу. Двигатель стоит новый, насос с ремонта».
О результатах деятельности нашей команды говорит множество грамот и сертификатов за первые места в районных и областных конкурсах. Однако не только они на рабочем столе у Сергея Анатольевича, но и множество деловых бумаг.
Я поинтересовалась у старшего добровольца, чем еще, помимо участия в тушении пожаров, занимается команда. Оказывается, работа ДПК основывается на ежеквартальных планах проведения практических занятий по решению пожарно-тактических задач и отработке нормативов по пожарно-строевой подготовке. В текущем, четвертом, квартале необходимо помимо работы с пожарно-техническим оборудованием, заправки пожарного автомобиля водой, надевания боевой одежды и снаряжения, изучить противопожарное водоснабжение Девятинского ФАПа и Девятинского детсада.
Кроме того, наш герой ежемесячно ведет эксплуатационную карту работы пожарного автомобиля АЦ-30(53)106А с указанием расхода топлива. Так, например, за октябрь было произведено десять проверок АЦ, один выезд на пожарно-тактическую задачу, два выезда на пожары: второго числа в п. Депо и десятого в с. Девятины.
Как старший доброволец Сергей Анатольевич отчитывается за всех членов команды. Ежемесячно составляет на каждого огнеборца план-график выполнения работ по участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Из всех документов подразделения взгляд задерживается на емкой таблице «Сведения надзорно-профилактической операции «Жилище» с более чем 20 пунктами. Зачем она нужна? Спросила я у Сергея Тарасова. Ответ был неожиданным: «Помимо ведения деятельности ДПК, я работаю инструктором противопожарной профилактики. Провожу подворовый обход жилых домов, мест проживания неблагополучных семей и инвалидов, разъяснительные беседы с населением о правилах пожарной безопасности и вручаю памятки. В местах проживания многодетных семей устанавливаю совместно с работником соцзащиты автономные пожарные извещатели».
Инструктором наш герой работает на полставки сравнительно недавно – четыре месяца, но уже ощутил груз ответственности. Трудоустраиваться ездил в Кириллов. Кстати, числится он как сотрудник 132 пожарной части с. Анненский Мост. «Отчеты, памятки, бензин: всё на мне. А чем еще заниматься на пенсии?», – говорит Сергей Анатольевич. – Как инструктор подчиняюсь Кириллову, как старший доброволец – Вологде».