Что ждет храм Сретения Господня?

Владыка Игнатий: «Не перестаю удивляться, как, не имея таких современных стройматериалов, инструментов, техники, народ строил величественные здания, при виде которых спустя века сердце радуется». / Фото автора.

«Я впал в уныние, впервые увидев эти храмы в плачевном состоянии, некоторые даже разрушены, – начал свою речь епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий на встрече с главой района Александром Зиминым, управляющим директором ООО «ЛДК-2» Евгением Игнахиным и настоятелем храма Сретения Господня Александром Синицыным. – Меня как будто отбросило на 25-30 лет назад, поймал я себя на мысли, пребывая в поездках по Череповецкой епархии. У нас в Чувашии, откуда я родом, все святыни уже давно восстановлены».

В конце марта в воскресной школе за круглым столом собрались представители власти, бизнеса и духовенства. Обсуждали стоящий на повестке дня вопрос реконструкции местного храма. «Не перестаю удивляться, как, не имея таких современных стройматериалов, инструментов, техники, народ строил величественные здания, при виде которых спустя века сердце радуется, – заявил владыка Игнатий. – Изумляет и Сретенский собор, построенный в 1873 году на 100-летний юбилей города Вытегры. Согласно публикациям современников, его убранством накануне открытия занимался не только простой люд, но и граждане, пользующиеся правом особого уважения в обществе: они наравне со всеми устанавливали образы, паникадилы и очищали сор.

А как поражались иностранцы при посещении царской России. В русских селах их удивляли две вещи: бедность деревень, крыши изб которых покрыты соломой, граничащая с величием монументальных соборов, украшенных золотыми куполами. О чем это всё говорит? О том, что наши предки были не просто верующие, они любили Бога. А когда любишь, ничего не жалко. И строили они такую красоту не для себя, а для нас с вами, поэтому именно мы в ответе за сохранение подобных архитектурных сооружений в надлежащем виде».

На вопрос, почему ремонт памятника архитектуры регионального значения, которому без малого 150 лет, откладывался в долгий ящик, Александр Викторович пояснил: «Храм – это один из культовых объектов города с непростой историей, который сохранился в эпоху антицерковной кампании, благодаря расположению в нём краеведческого музея. Сейчас, конечно, неловко за его вид, особенно перед гостями, которые проходят по туристической тропе.  

Вместе с отцом Александром и бизнес-структурой мы занимаемся приходскими вопросами. Прошли большой путь, можно сказать, с нуля проработали вопрос восстановления храма, когда не было понимания, что и как делать. Так, нам удалось подготовить проектно-сметную документацию на реставрацию, получить разрешение комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, что весьма непросто, так как подобные объекты считаются памятником регионального значения, а находятся в собственности муниципалитета.

На содержание зданий такого типа нашего финансирования недостаточно, поэтому, когда началась динамика передачи культовых объектов в собственность Русской православной церкви, мы отдали храм. В то же время понимали, что и у церкви резервы не бесконечные. В силу этого опирались на помощь граждан и лесопромышленников.

Работу в этом направлении продолжим, учитывая, что до окончания действия полученной документации осталось два года. Я вновь встречусь со всеми руководителями, после чего начнем открывать финансирование в установленные 10 млн рублей.

У нас есть уверенность в том, что мы доведем начатое до конца. Прежде, конечно, беспокоила частая смена настоятелей, что, безусловно, отражалось на имидже данного института общества и усложняло работу по привлечению денежных средств. Сейчас, надеюсь, с приходом отца Александра придет стабильность, и тогда я лично, не только как глава района, но и как житель города, приложу все усилия по завершению реставрации. Источники финансирования есть, главное правильно преподнести свой проект благотворителям, в этой связи надо чаще собираться для обсуждения вопроса и создать попечительский совет. По большому счету необходимо переосмыслить методы работы с людьми. Я уверяю, когда население увидит положительную тенденцию, оно поддержит нас.

Сегодня даже по мелочам надо оказывать помощь, например, в решении такой маленькой задачи, как расколка дров.  И я лично поучаствую в этом, если меня позовут. Так и остальные поступят. Нужно лишь вовремя проинформировать. В силу своей должности я, например, веду социальные сети, где описываю происходящие события за день. Зачастую именно с помощью подобной коммуникации можно донести до людей важную информацию».

В свою очередь Евгений Игнахин отметил: «С точки зрения стройки 10 млн не такие и большие деньги, и если есть подводные камни, занижать сумму нет оснований. Любой инвестор хочет понимать, а сколько будет стоить поставленная перед ним задача.  Есть храм, его состояние, сумма денежных средств, которая требуется на восстановление, а реальная ли это цифра на данный момент? Понятно, что все невозможно учесть, и вины проектировщика в этом нет. Одно дело пересчитать смету, обновив индексы, а другое – следовать ей. Предлагаю актуализировать информацию, и идти к инвестору с более реальными цифрами».

В продолжение беседы обсудили также вопрос перемещения музейных экспонатов из подвального помещения храма, который запланирован на 2022 год, а также судьбу Воскресенского собора, в котором на данный момент располагается городской Дом культуры.