«Осень 1945 года… Уже было прохладно, наверно, месяц октябрь. Одна старушка кричит: «Рая, иди папу встречай!». И я вместе с оравой ребят, радуясь и плача, мчусь на встречу с отцом, одним из немногих вернувшихся с войны», – вспоминает Раиса Махинова, которая во время Великой Отечественной войны была совсем девчонкой, но в столь юном возрасте успела хлебнуть горя сполна.
Сейчас Раисе Яковлевне уже 86, как и ее супругу Виктору Андреевичу. Живут они в своем домике в д. Попово Оштинского сельского поселения уже много лет. Трудились в сельском хозяйстве с раннего возраста, как и все подростки, испытали и голод, и холод в трудное военное время.
«Мне было восемь лет, когда война началась. Я уже всё понимала. Помню, как провожали папу, других соседей, их на лошадях увозили. Старшего брата тоже забрали. Мама осталась с пятеркой детей, я была в семье предпоследней, – рассказывает Раиса Яковлевна. – Дети постарше работали, а я во всём по хозяйству помогала. Детства мы не видели. Мама уходила на работу, мне корзину поставит на стол, скажет, чтобы насобирала щавеля. Я принесу его домой, почищу. Мама придет с работы на обед, обольет его кипятком, муки полстакана добавит, вот такую похлебку и ели, кислятину. Голод был страшный. Дудки жевали, клевер, картошку гнилую копали весной. Младший брат от голода ходить не мог, лежал лежкой».
Как говорит Раиса Яковлевна, если всё по порядку рассказывать, то можно целую книгу написать о тех годах: что ели, что делали, как работали. «И хорошее было, и плохое, всё… Жизнь – не простая штука, тяжелая дорожка, – делится с нами хозяйка дома. – Народ раньше был дружный, хоть и война шла, друг другу всегда помогали, не как сейчас. Доброта людей и помогла выжить».
«Во время войны у нас в доме, в д. Иняково, где я родилась, жили 11 солдат. Они рыли окопы на этой территории. Была печка времянка поставлена. Дедушка Миша (так мы его называли), солдат пожилой, на ней варил солдатам кашу, всем расчерпает по котелкам, а нам давал чугун облизать. Сухари делил, а мелочь останется, на тарелочку высыплет, и мы это ели, – делится воспоминаниями Раиса Яковлевна. – Ходили мы в войну босыми, нечего было обуть. Замерзать начнет, а до школы нужно идти два километра, так мы на дорогу выйдем, ноги описаем, чтобы согрелись, и идем.
Фронт от нас в 30 км был. Идем, а самолеты так и строчат, пули свистят, страшно порою было. Люди прятались, падали на землю, но такой страсти, как бомбежка, мы не видели. Я ходила в третий класс, когда обоз с сеном везли, и мужчину, управлявшего лошадью, убило, ранило прямо в голову. Еще один случай был с парнем из школы: во время обстрела он с другими ребятами стоял на улице, пуля задела голень ноги, тогда полный сапог крови натекло. А нас, когда самолеты строчили, учительница опускала под лестницу.
В д. Погост был госпиталь, там работала мамина племянница. Мы с девчонками и мальчишками любили ходить туда, потому что раненые из окна нам подавали то крайчик сухарика, то сахара. Умерших в госпитале солдат везли хоронить на лошадях, но по одному не возили, как дров наложат и везут на кладбище».
История за историей всплывают в памяти страницы давно минувших дней. О своих родных Раиса Яковлевна тоже помнит: «Мой брат Иван Каманин был танкистом. Он дошел до Берлина. Был ранен несколько раз. В Вене его от смерти спасла немка: видно, добрая попалась, выходила. Штаб находился вверху, а брат 11 суток лежал в подвале без сознания. Закончил войну в Германии. После его оставили как офицера служить там до 1947 года.
Папа всю войну был парикмахером. Он пошел служить в 46 лет. Машинки в то время были плохие, стригли так, что солдаты от боли кричали. Папа рассказывал, как подстриг генерала, который, уходя, сказал: «Врага поймаем, обязательно пошлю к тебе постричь». Приходилось ему и по кухне помогать».
Как встретили День Победы Раиса Яковлевна забыть не может. «Когда сообщили о Победе над Германией, я ходила в 5 класс, – не сдерживая слёз, говорит наша собеседница. – Об этом нам объявила учительница. Все радовались, катались по полу, друг друга обнимали и плакали. Еще она сказала: «Теперь хлебушка поедите досыта». С тех пор День Победы в их семье – самый лучший, когда на глазах и радость, и слезы.
Труженик тыла Виктор Андреевич был немногословен. С 12 лет начал работать, сначала в колхозе, потом на лесозаготовках, удостоен почетного звания «Ветеран труда», а его отец прошел три войны.
Встречи с такими доброжелательными людьми, интересными собеседниками всегда проходят молниеносно. Их воспоминания трогают за душу. А когда видишь слёзы на глазах ветеранов, понимаешь, как же тяжело им, юным девчонкам и мальчишкам, пришлось в военные годы. По прошествии семи десятков лет боль от таких воспоминаний не исчезла бесследно, лишь утихла.