Василий Фирсов родился 19 ноября 1951 года в д. Запань Вытегорского района. Детство и юность провел в деревнях Нижняя Водлица и Ошта: там окончил школу, прошел полный курс производственного обучения на тракториста-машиниста 3 класса.
В 1969-1971 годах служил на Северном флоте мотористом дизельной электростанции, после демобилизации работал на строительстве Камского автомобильного завода слесарем, помощником экскаваторщика, экскаваторщиком, один год учился заочно в Литературном институте им. Горького.
В конце 70-ых вернулся на родину, в д. Нижняя Водлица, где недолго работал в Северном леспромхозе, затем в газете «Красное знамя», потом в колхозе «Большевик». Поступил на факультет журналистики ЛГУ, но опять не доучился, снова вернулся домой и трудился киномехаником в клубе.
После смерти матери, в 1984 году, переехал в Петрозаводск, где работал на Онежском тракторном заводе стропальщиком, штамповщиком. В 1993 году получил диплом заочного отделения филологического факультета Карельского пединститута. В 1998 году был принят в Союз писателей.
«Перестройка» тяжело ударила по писателю. На заводе сократили, и он перебивался мелкими заработками: писал заметки в газеты, читал сказки и показывал фокусы в садиках и школах, подрабатывал у друзей скульпторов и художников, работал на дачах у писателей.
Одно время был сотрудником газеты «Прионежье» и «Петрозаводск», работал дворником в типографии Анохина, в лесотехникуме, на хлебокомбинате. В последние годы участвовал в нескольких экспедициях правозащитника Юрия Дмитриева, в результате которых был найден ряд захоронений репрессированных в 1930-е годы.
9 июля 2010 года, в дни аномальной жары в Карелии, Василий Фирсов скоропостижно скончался.
Интерес к литературному творчеству у Василия Фирсова проявился рано. Уже в школьные годы мальчик посылал свои рассказы в журнал «Пионер».
А первую сказку, «Шел однажды ежик», написал в 1986 году. Свои литературные произведения писатель сначала писал для своих детей, Юли и Димы.
В 1988 году вышла книга «Поздравление», в 1992 – сразу две книги сказок – «Сказки деда Северьяна» и «Чужой домовой». Тогда о писателе заговорили как об истинном наследнике сказочной традиции русского Севера. Через 10 лет земляки-вытегоры выпустили книгу сказок «Слово за щекой».
В последние годы жизни Фирсов написал более 200 новых сказок, небольшая часть которых была издана в его последней прижизненной книге «Заветные сказки от Василия Фирсова», написанные в народной традиции, которые еще называют солеными, или эротическими: в них автор изящно, с юмором подает запретные темы, напоминая о веселости и озорстве, присущих характеру русского человека.
Хозяева
Жили-были мужик да баба. Однажды решила баба съездить в гости к родителям, сказала мужу:
— Запряги-ка, Иванушка, лошадку. В гости съездим.
— Ладно, сейчас, — сказал Иванушка, взял топор с пилою, пошел во двор запрягать.
А баба оделась во что получше, села посередь избы и сидит, ждет, когда запрягут.
А со двора слышно: топор стучит, пила вжикает, — Иванушка лошадь запрягает.
Час прошел, не зовет муж. Второй прошел – тоже ничего, только слышно, как топор стучит да пила вжикает. Вот уж и третий час проходит, а все ничего. Баба не вытерпела, в окошко глянула:
— Скоро ли, Иванушка?
— Сейчас, сейчас. Полоз догибаю, потерпи.
Села баба, сидит, терпит.
Еще час прошел, бабе невтерпеж, да и жарко в одеждах-то стало, опять в окно глянула:
— Скоро ли, Иванушка?
— Сейчас, сейчас. Оглоблю дотесываю, потерпи.
-Села баба, сидит.
Снова час прошел, баба – в окно:
— Скоро ли, Иванушка?
— Скоро, скоро. Дугу гну, потерпи.
Села баба, сидит, пот в три ручья льет, жарко.
Еще час отскочил, снова баба в окне:
— Скоро ли, Иванушка?!
— Сейчас, сейчас. Дугу гну.
— Да ты ведь гнул уже!
— Гнул да не догнул. Потерпи малость.
Упала баба на табурет, сидит, охает, а раздеваться боится: вдруг муженек позовет да поедут.
Тут еще часок отпрыгнул, в окне баба:
— Скоро ли, Иванушка?
— Сейчас, сейчас. Дугу гну.
— Все еще не согнул?!
— Согнул да лишка, сломалась. Другую гну.
Баба тут и села, сидит, охает, — уж и день кончается, а они и со двора не выехали. Через час посмотрела, спросила:
— Готово ли, Иванушка?
— Готово.
— Ну, запрягай да поедем.
— Пошел Иванушка во хлев, открыл дверь, а там пусто, никого.
Приходит и говорит:
— Баба, у нас ведь и лошади нет.
— Как нет?! Была ведь!
— Когда была?
— А мне почем знать?! Ты ведь хозяин.
— А у тебя корова была?
— А я и не знаю.
— Ну вот. Так и я. Оба мы с тобой – хозяева.
Так и не съездила баба в гости.
Василий ФИРСОВ.