Любое дело и сейчас спорится в руках Галины Юшковой
Домик, единственный в деревне Конецкая Алмозерского сельского поселения, в котором хозяева живут круглый год, стоит на дороге, на самом виду.
Нередко проезжающие, сбившиеся с пути, останавливаются, спрашивают, как проехать в Тумбаж или другой населенный пункт, и радушные хозяева объясняют дорогу: они все знают в этих местах.
Остановимся и мы возле опрятного ухоженного дома, но по другой причине: нам интересно, как живут люди здесь, в глубинке. Не скучно ли им, как устроен их быт, о чём мечтают, как протекают будни?
Громко лает песик во дворе – хороший охранник!
– Да вы не бойтесь, – с улыбкой выходит навстречу нам хозяюшка. – Он только лает, да не кусает.
И действительно, собачка пускает нас в дом, даже хвостиком виляет. Здесь – чистота и порядок. Во всем чувствуется добрая хозяйская рука.
С четвертого класса – на сенокосах
Галина Ивановна – уроженка этой деревни: здесь прошли ее детство и юность. Наша собеседница – старший ребенок в многодетной семье, воспитывала ее в основном бабушка, а мама с папой и остальными детьми жили в конце деревни. С юных лет девчушка к труду привыкала, с 4 класса уже и косить умела…
– Народу в Конецкой проживало много, был мага- зин, – вспоминает Галина Ивановна. – В начальную школу ходила в соседнюю деревню за три километра.
В четвертый класс пошла уже в школу поселка Волоков Мост. По понедельникам четыре школьных автобуса развозили ребятишек – из Алмозеро, Пивок, Новостройки, Конецкой, других деревенек. Жили неделю в интернате. Всему тогда научились: и порядок в комнатах сами наводили, и воду носили. В выходные съездим домой, помоемся, и, с домашними гостинцами – пирожками, лучком да чесночком – обратно в интернат. Интересно было.
Закончив восемь классов, деревенская девочка мечтала продолжить образование, но не на что было учиться. Родственники хотели, чтобы она пошла нянчиться с детишками тети, но Галина не желала в няньки. И началась у нашей героини полноценная трудовая карьера.
С 15 лет – трудовая карьера
– 15 годков мне тогда бы- ло, – рассказывает собеседница. – Паспорта нет. Что делать? Но как-то взяли меня в лесничество Алмозерского участка Вытегорского лесхоза. Мы тогда разряжали елочки. Целыми днями, в любую погоду, зимой по грудь в снегу, ходили по лесу с топорами. Нас отвезут рано утром – мы и кувыркаемся в сугробах… Срубаем деревца. Морозы тогда трескучие стояли. Тяжело, но мы так весело трудились!
А летом сеяли ели на вырубленных делянках. Подойдешь к пеньку, разграбишь возле него земельку грабельками, и бросаешь туда семена.
Елочки садили по двое: один мотыжкой делает отверстие, другой садит деревце…
Получала копейки, но довольна была!
Работящая девчонка
Через год наша героиня перешла на другую работу, о которой тоже рассказывает с любовью:
– Пошла я в автодороги, – продолжает повесть своей жизни женщина. – Чистили дороги, ручейки пропускали. Упадет на дорогу хлыст с лесовоза – его нужно перерубить да в канаву стащить. А еще нагрузят самосвал известняком (его добывали в карьере, который находился здесь, совсем неподалеку). Машина останавливается возле ям, а наша задача – лопатами с кузова засыпать эти ямы. Порой приходилось киркой долбить замороженную землю. Умаемся, достанем обед – кусок хлеба с маргарином. У нас такой замечательный хлеб пекли в пекарне Новостройки – высокий, ароматный, корочка хрустящая! Разведем костерок, нанижем кусок на палочку, поджарим – вкуснотища! Перекусим и – снова трудимся.
В хорошую погоду работали подольше. В сильные холода пораньше домой отпускали. Остановится лесовоз, выглядывает водитель: «Садитесь, девчонки, поехали домой!» Озябшие дорожницы благодарны…
«Такая хорошая девочка, работящая!» – говорили про юную труженицу. И вот как-то ей и предлагают:
– Пойдешь мастером?
– А возьмете?
– Возьмем!
– Почему же не пойти – пойду.
Ничего Галина не боялась, любой труд любила.
Жизненные виражи
Вскоре девушка отправилась на учебу, в Белозерск, на десятника. Собеседница описывает новый вираж судьбы:
– Со мной поехали еще вытегорские девчонки – Галина Заморина, Нина Заморина, Лида Шенкевич, Инна Еремчук, Нина Богданова. Одноклассник Володя Фирсов там же учился на тракториста.
Получив «корочки», новоиспеченная десятница стала работать на нижнем складе в Волоковом Мосту.
В 18 лет юная девушка с уже таким богатым трудовым стажем познакомилась с будущим супругом, Анатолием. Вышла замуж. Молодая семья переехала жить в Вытегру.
И здесь юная супруга работала – теперь на рыбзаводе.
– Ох, и хлебнула я тогда горюшка, – вздыхает женщина. Ходить на работу было далеко, дорога плохая. Местами – через болото. Целый день в сапогах, чистила, чистила рыбу. А была на то время уже в положении… руки воспалились… Хорошо, начальник перевел на холодильники – там стало полегче.
Потом родился первенец, Юрий…
– Всю мою жизнь описывать – роман получится, – разводит руками Галина Ивановна.
Сколько еще всего было! Переезд в Эстонию, работа в столовой, детском саду, в вязальной мастерской, на химическом заводе, рождение дочери Светланы…
Дорога к дому
Однажды настал такой переломный момент, когда потянуло обратно, на малую родину… Оставили супруги все нажитое и вернулись в родные края. Устроились работать: Анатолий – в Белоручейский леспромхоз, Галина – в столовую, где и трудилась до пенсии.
Так случилось, что осень жизни вернула нашу героиню в родную деревню. Супруг умер, Галина Ивановна вместе с сыном Юрием отремонтировали заброшенный домик в Конецкой: вдвоем прибрали дворик, сделали ремонт, новые печи, поставили стеклопакеты, баньку срубили, колодец выкопали, провели интернет, тарелку поставили, чтобы связь была… Теперь еще планируют крышу по весне перекрыть да коридор обшить.
Юрий трудится в АО «Белый Ручей», Галина Ивановна дома хозяйничает: все постирает, помоет, наготовит. Главное для хозяйки – чтобы продукты были. Они и есть всегда: сын на старенькой «Ниве» с Белого Ручья привозит, за мясом в райцентр ездит…
– Хорошо живем, вот уже восьмой год здесь, – говорит Галина Ивановна. – Все как-то при делах. Здоровьице, правда, подводит, но сидеть сложа руки не могу: зимой снег чищу, летом огородиком занимаюсь. Подруги часто в гости заезжают – Валя Никифорова, Галя Пасечник. Не забывают.
Хозяйка провожает нас до калитки…
Малая родина ждет…
Возвращаемся домой по разбитым весенней распутицей дороге – здесь сейчас только на «Ниве» и можно проехать. За окном – сосны, сосны. Машина аккуратно преодолевает большие лужи. По голубому весеннему небу плывут облака.
Знакомство с последними, а, может, и снова – первыми – жителями Конецкой наталкивает на размышления… Удивительно, но некоторые русские деревеньки понемногу оживают, когда в них возвращаются земляки, уставшие от трудов и жизненных испытаний. Малая родина ждет…