Григорий Мыларщиков: «Родину нельзя защищать на тройку»

Кто, как не боец отряда «Альфа» Центра специального назначения Федеральной службы безопасности РФ, кавалер трех орденов Мужества, может стать для мальчишек примером для подражания? Тем более, если он «свой парень»: не хвалится наградами, не скрывает того, что другие могут принять за слабость и не пытается окутать себя ореолом героя.

Продолжая серию встреч кадет с интересными людьми, задуманную сенатором Юрием Воробьевым, в «Корабелы Прионежья» приехал Григорий Мыларщиков, полковник ФСБ, за плечами которого все горячие точки 1990-х, первая война в Чечне, освобождение заложников в Беслане и в «Норд-Осте»… Сегодня он заместитель руководителя секретариата руководителя аппарата Совета Федерации. Уволился в запас после третьего ранения, полученного в Дагестане во время штурма здания с боевиками. Отвечая на вопрос ребят о том, как ему дался переход с военной службы на гражданскую, Григорий Геннадьевич не скрыл, что было очень тяжело, однако он по-прежнему считает себя военным человеком.

О службе в армии мечтал с детства. «Мой отец хотел стать военным, но не сложилось. Видимо, решил воплотить свою мечту во мне. С малых лет я разбирался в погонах, званиях, военной форме. И никогда не думал о другой профессии, –рассказал Григорий Мыларщиков. – Правда, в военное училище не поступил, по русскому языку получил двойку. Но была срочная служба в армии, которая и дала старт всему».

А этого «всего» в его жизни было в избытке. И то, что сегодня вспоминается с улыбкой. Например, обмен опытом между бойцами спецотряда ФСБ и десантниками, первый прыжок с парашютом. «Стою в шеренге и думаю, сейчас дадут команду «налево», я первый войду в самолет, то есть прыгать буду последним, и никто не увидит, как я это сделаю, не заметит моего страха. Тут раздается команда «направо», то есть я захожу крайним и прыгаю первым. Ноги задрожали, иду по полю следом за своим командиром и шепчу ему: «Давай потихоньку отстанем и спрячемся в траве, нас никто и не заметит…». Это говорил во мне страх. А по приземлению, когда выстроились все новички для традиционного хлопка парашютом по пятой точке, услышал удивленное: «Вы тоже в первый раз? А мы на вас смотрели, на то, какой вы спокойный и смелый, и пример с вас брали», – ответил гость на вопрос ребят о приятных случаях в его военной карьере.

Или операция по поимке в Нальчике особо опасного преступника, когда в качестве напутствия прозвучало: «Не переживай, легко с ним справитесь, он маленький, едва тебе до подбородка дотянет», а на деле тот оказался здоровяком: чтобы взглянуть в его лицо приходилось задирать голову.

А также «задержание с поличным сотрудниками милиции при игре в карты на заказ». Григорий с друзьями собирались на стадионе за школой и играли в карты пара на пару «на заказ». Выигравшие показывали на турнике элементы, которые должны были повторить проигравшие. Последние не могли брать в руки карты, пока не выполнят «заказ». Однажды мальчишки были пойманы за игрой в карты милиционерами. Узнав в чем дело, те сбросили кители и предложили молодежи партию. Обыграв ребят, они, недавно вернувшиеся из армии, показали такие элементы, которые «нарушителям» пришлось учиться делать месяца полтора, стирая руки о перекладину в кровь. Карты милиционеры компании вернули лишь после того, как двое из этой юношеской компании добились успеха.

Но было в этом «всё» и то, что многие годы отзывается болью и остается самым страшным событием. Беслан. Более двух суток террористы удерживали в школе людей – в основном женщин и детей, взятых в заложники во время торжественной линейки 1 сентября 2004 года. «Когда я вошел и увидел это, сказал себе: они нелюди, они недостойны жизни, они не должны выйти живыми», – поделился Григорий Мыларщиков.

«В Беслане погибли 11 бойцов отряда «Альфа» и два наших спасателя, – добавил заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев. – Это пример страшнейшей жестокости. Никакой зверь не может придумать того, что может придумать человек. Кто-то должен противостоять этому злу. И это офицеры специальных подразделений, наши вооруженные силы». «Родину нельзя защищать на тройку, – таким напутствием завершил полуторачасовую встречу с кадетами Григорий Мыларщиков. – Вы уже носите погоны. И каждый из вас, кто решит посвятить себя военному делу, должен помнить об этом».

По завершении встречи кадеты подошли к Григорию Мыларщикову с просьбой дать им автограф, что его, боевого офицера, очень смутило: не привык к подобному вниманию.