В небольшой деревеньке Алмозерского поселения живет трудолюбивая дружная семья Прокопенко
– Здравствуйте, Владимир Иванович и Валентина Федоровна, – можно к вам в гости?
– Проходите. Как приятно, что и на Алмозерской земле нас не забыли! – радушно приглашают гостеприимные хозяева.
Глава поселения Андрей Тяпкин протягивает женщине букет цветов. Недавно наши герои отметили золотую свадьбу! Проходим к столу. Хозяева расписываются в Почетной книге юбиляров. Полвека прожито вместе!
50 лет назад
– Мы в юности жили в Прибалтике, – начинает рассказ Валентина Федоровна. – Оба трудились в порту. На работе и встретились. Мне тогда было девятнадцать, Владимиру – двадцать четыре. Познакомились, поговорили, и мой новый знакомый уехал в командировку. Вернулся, видеться стали каждый день, а через две недели предложил руку и сердце…
– Конечно, такая красавица мне сразу понравилась! – с любовью смотрит на супругу Владимир Иванович, – ну, и ухажеров у нее было хоть отбавляй. Но я, видно, ей приглянулся…
Сыграли свадьбу, на которой весело погуляли с друзьями жениха и с подругами невесты.
Привел Владимир молодую жену в общежитие: маленькая комнатка, общая кухня… Но о бытовых трудностях супруги не вспоминают, жили в любви да согласии с первого дня.
Мужчина избрал военную профессию, женщина стала трудиться поваром в воинской части.
– Работала сутки через двое. Нужно было приготовить на полторы тысячи солдат. Почти все 24 часа – на ногах. Ночью отдохнешь совсем немного: к 6:30 завтрак должен быть готов, – вспоминает военный повар. – Варили в шести-семи огромных котлах. Справлялись вдвоем, с помощью солдат: они мыли, чистили, резали овощи, делали уборку.
На улице Московской Великого Двора
Семейная жизнь шла своим чередом. Родились дети – сынок и доченька.
В 1977 году Прокопенко переехали в Московскую область, а 16 лет назад – в Вытегорский район.
Раньше супруги здесь отдыхали. Места понравились. Боры, воздух чистый, грибы, ягоды, рядом – удивительное Ильинское озеро (оно карстовое, прозрачное, неглубокое, летом и зимой вода полностью уходит). Решили купить здесь маленький домик. Примечательно, что московские жители и поселились на улице Московской (где, кстати, сейчас постоянно живет, кроме них, всего одна семья, и тоже москвичи!).
Великий Двор тогда, в начале двухтысячных, уже был вымирающей деревней. Уже закрылся Девятинский колхоз, зарастали ивняком когда-то засеваемые поля, людей проживало мало, от многих соседних деревенек остались только избушки с заколоченными ставнями да названия: Бараново, Божуково…
«Новый» домик был стареньким. Но Владимир Иванович уверенно заявил: «Всё будет нормально!». Мастер на все руки поправил терем-теремок, современный ремонт в нём сделал, погреб обустроил, сарай, баньку поставил, колодец выкопал (и водица в нём замечательная!), воду в дом провел, стиральную машину-автомат приобрели, хозяйство завели немалое до пяти коров держали: делали сливки, творог, масло, продавали в город. Купили деревенские жители и сельскохозяйственную технику: мотоблок, косилку, ворошилку, снегоход.
Работы наши герои не боятся. «Кто не лентяйничает, тот и живет хорошо», – уверены они.
В хлеву – полтора десятка овечек, пяток курочек (было больше, да лиса по осени потаскала). В огороде растут и картофель, и свекла, и морковь, и капуста, и лук, и чеснок, и клубника. Хозяин рыбки наловит – ухи наварят, пожарят щучку. Заготовок хозяюшка навертит, варенья наварит – объедение. Вот и сегодня на столе – рыбка в кляре и морошковое варенье без косточек. Вкуснотища!
И зимой, и летом
Деревенская жизнь – сезонная. Летом весело. Приезжают дачники. Наши собеседники активно собирают ягоды, грибы. Морошка растет прямо за домом, черника рядышком, неподалеку – малинники.
Владимир Иванович сам болотоход смастерил.
– Значит, вы еще и конструктор! Как же вы болотоход сделали? – удивляемся мы.
– Как сделал? Руками! – смеется мастер. – Была старенькая четверка, снял с учета, разобрал, по-новому изготовил раму, поставил гусеницу…
На этом болотоходе умелец уже 400 килограммов клюквы вывез.
Сено заготавливают самостоятельно.
– Мы теперь ставим один стог, нашим барашкам на зиму хватает, – говорит Владимир Иванович.
На огороде – хлопот невпроворот. И здесь рачительный хозяин приложил руки. Для полива, например, установил огромную бочку, в нее из колодца насосом накачивают воду, поливают со шланга, с ведрами бегать не приходится. Ну, а хозяюшка всё вовремя посадит, прополет.
– Правда, комары одолевают. Приходится антимоскитные сетки надевать, – признаются супруги.
Но ничего, эту неприятность пережить можно.
Зимой, разумеется, никаких комаров, зато снега! В этом году поменьше, а в прошлом каждый день чистить приходилось. Дорожки во дворе были глубиной едва ли не до двух метров!
Но где, как не в деревне, можно полюбоваться зимними пейзажами?
– Один знакомый из Санкт-Петербурга попросил сфотографировать для него женщину в валенках на чистом снегу, – улыбается Андрей Александрович (глава поселения), – он ни разу не видел чистого снега и женщину в валенках!
– А вообще-то зимой мы отдыхаем, – весело говорит Валентина Федоровна. – Что делать-то? Всей-то работы: сена барашкам кинуть да курочек покормить! (видимо, топку печек, чистку снега, домашние хлопоты они и за труд не считают! – прим. автора).
Отдыхают супруги активно. Владимир Иванович ездит на рыбалку на снегоходе.
– В прошлом году и Валя составляла компанию, – рассказывает рыбак. – Почистим картошечки, поймаем щучку, ухи наварим… У меня там будочка сбита… Хорошо! Любят рыбалку и дети, и зять…
А вечерами юбиляры иногда телевизор вместе смотрят – новости, фильмы… Интернета в деревне нет, мобильная связь нестабильная.
Валентина Ивановна еще и творчеством занимается: стену в комнате украшают картины стразами – ее творения.
Ни на что не жалуются наши герои. Магазина нет? Ничего, можно за продуктами в Новостройку или в Белый Ручей съездить, благо за дорогами администрация поселения следит исправно.
– В Великом Дворе, кроме вас, живет всего одна семья. Не скучно? – любопытствуем мы.
– Что вы, когда же скучать? – искренно удивляются хозяева. То снег надо почистить, то скотину наладить, то печи топить. Да и гости к нам частенько наведываются: друзей у нас много.
Привыкли к тишине
– В городе делать нечего, суета там одна, – признается Владимир Иванович. – Мы привыкли к тишине.
– Дети как-то позвали: «Возвращайтесь в город», – подхватывает Валентина Федоровна. – На золотую свадьбу съездили к ним в Москву: быстро столица надоела. И что там делать, только на диване лежать да телевизор смотреть? Так что никуда мы отсюда не хотим: здесь всё наше, всё свое. Хозяйство наладили, домик поправили: даст Бог, доживем уже в нём…