Вы заметили, как отовсюду пахнет блинами? Это идет масленичная неделя. То, какими обычаями она сопровождалась на вытегорской земле, нам рассказало исследование Светланы Митрошкиной, Алины Зелинской и Ольги Язвецовой, опубликованное в литературно-краеведческом и этнографическом сборнике работ учащихся «Прионежье («Олония – 2»)».
Все дни Масляной недели имели свои особые названия.
Понедельник – «встреча». Начинали устройство гор для катания. В наших местах – обычно на крутых берегах рек с выездом на ледяной покров реки. Утаптывали снег, делая ступеньки для подъема.
Вторник – «заигрыш». С этого дня начинались катания с гор. На дровнях – заворачивали оглобли назад, иногда садились в них до 20 человек. На ледянках – две заостренные доски скрепляли поперек двумя небольшими дощечками, прикрепляли «держалку» для рук. С вечера в тазу навоз заливали водой и к утру были готовы скользкие, верткие ледышки. Пряхи – на прялках: считалось, что у той, которая дальше всех проедет, уродятся самые длинные льны.
Среда – «лакомка». Пекли блины с самыми разными приправами и приглашали зятя. Теща угощала его с поклоном. А для забавы любимого зятя приглашали всех родных.
Четверг – «разгул широкий». Катались по улицам на лошадях «сломя голову» с криком, шумом, даже приглашение в гости звучало так: «Когда, сват, кататься-то к нам?». В с. Коштуги лошадей красиво убирали лентами, колокольчиками, сами одевались в лучшие наряды. «Целые поезда подвод с криком, свистом, песнями, смехом от деревни к деревне носились туда и обратно. Страшно было выйти на дорогу, чтобы не задавили», – вспоминала Авдотья Богданова.
Пятница – «тещины вечерки». Накануне вечером зять лично ходил приглашать тещу на блины, а утром звал нанятых «приглашаев», чем больше было «приглашаев», тем больше был почет теще. А чтобы она не заскучала, звали всю ее родню в гости.
Суббота – «золовкины посиделки». Ходили навещать сестер мужа вместе со всеми гостями дома. А если отношения между золовкой и невесткой были не очень теплые, невестки старались к этому дню привести с собой гостей побольше – золовке на разорение.
Воскресенье – «Прощеный день», «Прощеное воскресенье». На горе устраивали катания молодых.
В с. Коштуги происходило это так. Узнав, что на горе, среди катающихся есть молодожены, подгоняли к этому месту лошадь. Мужики вели к саням молодого, тот садился и ждал свою молодуху. Тут сани окружали мужики и бабы и смеялись, что у молодожена жена сбежала. В это время бойкая бабенка садилась в сани, как будто жена. Молодуха должна была подойти и попросить бабу выйти и пустить ее сесть рядом с мужем. Та не пускала и говорила: «Проворонила мужика, стой теперь тут». Мужики с хохотом выгоняли бабу с саней и приговаривали: «Тебе ли старому черту с эдаким мужиком сидеть», – и садили молодую жену в сани. Затем лошадь с санями обступали со всех сторон, дергали за вожжи, оглобли, толкали сани, кричали: «Н-но пошла!» Лошадь от крика, шума пятилась назад, сзади кричали: «Что-то ребята не ходко, не идет», – просили молодоженов: «Помогайте, давайте-ко». Это значит, молодуха должна поцеловать мужа. Потом кричали: «Пошло, робята, пошло!» – и двигали сани на несколько шагов вперед, опять остановка, опять надо было целоваться. Навеселившись вдоволь, лошадь с молодоженами отпускали, и кучер катил их через всю деревню туда и обратно, возвращая на то же место. Молодые кланялись, благодарили и давали мужикам и бабам деньги. Затем это делали с другой парой, пока не перекатают всех молодоженов.
В последний день Масленицы парни и молодые мужики из нескольких окольных деревень сходились на озере или реке, делились на две команды, человек по 30 каждая, и назначали границы, до которых следовало гнать мяч: одной команде – по течению реки, другой – против. Когда главный бросит мяч, все кидались к нему и начинали пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Мяч величиной с большой кочан капусты шили из кожи, набивали чем-нибудь тяжелым. Во время игры разрешалось толкаться, давать подзатыльник. Если мяч выскакивал в сторону, кто-нибудь его хватал и бежал, что есть духу, к намеченной черте. Но противники тоже не дремали, рвались сквозь толпу отобрать у этого парня мяч, пуская в ход даже кулаки. Ведь проиграть мяч считалось большим позором. Их весь год обсмеивали, обзывали «киловниками». А парня, унесшего мяч, называли героем, и посидеть с ним на беседе была большая честь для любой девушки. Для покупки мяча деньги собирали на свадьбе.
Поздним вечером ездили друг к другу просить прощения («О Христе радоваться»): «Прости меня, если обидел чем, а тебя Бог простит», – говорили, целовались и кланялись друг другу. А потом расходились с миром по домам.
Понедельник – «Чистый понедельник». На следующий день после Масленицы молодожены мылись в бане у тестя, обедали и уезжали домой. Все тоже старались в этот день вымыться. Молодежь ходила и ездила на лошадях по деревням с гармошкой «собирать косье», то есть заходили в дома доедать и допивать что где осталось от праздника.
«Мы не могли установить, делали ли Масленицу и жгли ли ее, но костры жгли и у костров пели песни», – подытожили авторы исследования.