Смотришь в эти выцветшие с годами глаза ветерана… И в глубине их видишь того самого мальчишку с горячим сердцем, отправившегося защищать Родину, едва исполнилось восемнадцать.
Михаил Сметанин не считает себя героем, наоборот, умаляет свои заслуги и на фронте, и в последовавших трудовых буднях по восстановлению страны из разрухи. Говорит, что он такой же, как его одноклассники, призванные на фронт практически со школьной скамьи, только они остались на полях сражений, а он вернулся… чтобы прожить жизнь и за себя, и за своих сверстников.
С той поры прошло уже 68 лет. Да, именно столько, а не 75, ведь демобилизовался Михаил Степанович лишь спустя семь лет после Великой Победы. Эхо войны было еще сильно, но мирной жизни, наполненной не разрушением, а созиданием, хотелось всем. Вот и Михаил Степанович отправился на строительство дороги «Вытегра – Лодейное Поле». Так уроженец Башкирской АССР оказался на вытегорской земле. Влюбился в бывшую фронтовичку Александру, назвал ее своей женой, да и остался здесь навсегда. Жаль только общих детей Господь не дал. А в остальном жизнь была полна семейным счастьем, радостью завершения очередного трудового задания, мечтами и воспоминаниями… Воспоминаниями, которые и сейчас не отпускают.
Михаила Сметанина призвали 13 января 1943 года. Его в числе других получивших повестку (тех самых, не вернувшихся) ждали летные училища: воздушному флоту требовалось молодое пополнение. Однако медкомиссия юношу из-за зрения забраковала, а потому он попал в учебный тракторный полк под Свердловском, затем – в Харьковскую область, где тренировался в управлении американскими тягачами. Тяжелой несамоходной военной технике – такой, как гаубицы необходима была помощь для передвижения с места на место. Эту науку и постигали молодые бойцы. Но на фронт Михаил Степанович попал не трактористом, а водителем. За рычаги управления тягачом сел, когда сразу одновременно шесть трактористов вышли из строя.
Белоруссия, Польша, Германия. Победным маршем шло воинское подразделение Михаила Сметанина к Берлину. Но наполнен был этот марш горем от потерь сослуживцев; страхом не за себя («Нет, страха не было. Может быть, молодой был»), а за родных (отец Михаила Степановича, в мирной жизни – портной, воевал под Сталинградом); тяготами фронтовых будней («Приходилось проходить без отдыха по 200–300 км. Где туго, туда нас и посылали») и неуемным желанием отомстить фашистам за погубленные жизни мирных жителей (путь к Победе лежал через разграбленные города и сожженные дотла деревни) … И сегодня всё это стоит перед глазами.
Весной 1945-го Михаил Сметанин получил новый приказ – отправляться в артиллерийское офицерское училище. Там, в Пензе, он и встретил долгожданную Победу. А домой вернулся лишь в 1952-м.
Осенью ветерану исполнится 95. Согнулась его спина под тяжестью лет. Исчезла ясность слуха. Но не утратилась бодрость мысли. И не ушли воспоминания.