«Мой прапрадед не вернулся с войны»

Каждый год в День Победы моя семья принимает участие в акции «Бессмертный полк», где я с гордостью несу фотографию своего прапрадеда Василия Ермачкова, погибшего при освобождении Эстонии от фашистских захватчиков. Наша семья гордится им и его подвигом.

Мой прапрадед Василий Ермачков родился 27 января 1899 года в д. Кошкино Андомского района Олонецкой губернии. В 1930 году окончил 3 курса Ленинградской лесотехнической академии. Был женат, имел четверых детей. Начал трудиться с юношеского возраста, после прохождения срочной службы в армии в 1919–1922 годах работал в лесной промышленности, приобрел профессию специалиста по лесозаготовке и лесосплаву. По данным трудовой книжки работал начальником службы заготовок, диспетчером Беломорского леспромхоза, парторгом Беломорского леспромхоза, директором леспромхоза, начальником лесопункта Кивиниемского леспромхоза.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, 5 августа этого же года Василий Осипович был призван в ряды Красной армии. С 10 сентября он последовательно прошел через состав частей 36 запасной стрелковой бригады. С 4 октября с командой красноармейцев старших возрастов убывал к месту постоянной службы – в 88 отдельный мостостроительный батальон (с 5 февраля 1942 года переименован в 136).

В составе этой воинской части управления проходил службу до 27 августа 1944 года. О его службе известно только из наградного документа – представления (наградного листа) к медали «За боевые заслуги» от 14 июля 1942 года. Вот что там сказано:

«Красноармеец 136 Отдельного мостостроительного батальона Ермачков В. О. – дисциплинированный, честный и исполнительный боец. За период строительства Северного Мола Ермачков В. О., не щадя сил, перевыполнял задания командования на 190 %. Во время перебоев при снабжении строительства лесом Ермачков внес предложение обеспечить строительство лесом водным путем. Предложение это было принято и проведено в жизнь, в результате чего строительство бесперебойно снабжалось лесом и получило большую экономию горючего (бензина).

В период перебоев в обеспечении строительства прогонами Ермачков ударной работой с группой бойцов в течение суток установил шпалорезку и обеспечил бесперебойную ее работу и заготовку прогонов. Это освободило часть бойцов плотников от заготовки прогонов для другой ответственной работы по строительству.

Боец Ермачков В. О. – лучший агитатор в батальоне. Среди личного состава части пользуется большим авторитетом».

Как одного из лучших бойцов командование части представляет г. Ермачкова В. О. к правительственной награде – медали «За боевые заслуги». Приказ Военного Совета Ленинградского фронта № 1916/н от 13 сентября 1942 года о награждении 54 бойцов дорожно-строительных частей, из них четверых красноармейцев 136 Отдельного мостостроительного батальона, подписан командующим фронтом Говоровым Л. А. и членами Военного Совета Ждановым А. А. и Кузнецовым А. А., то есть высшим военным и партийным руководством блокадного Ленинграда.

Причем этот приказ был издан в тот период войны, когда командование достаточно скупо награждало военнослужащих, особенно бойцов частей и подразделений, формально считавшихся тыловыми, хотя фронт в блокадном Ленинграде с его бомбардировками и артиллерийскими обстрелами был везде. Тем самым руководство города и фронта высоко оценило самоотверженную работу бойцов дорожно-строительных частей, прежде всего, по созданию инфраструктуры снабжения блокадного Ленинграда, в частности, ледовой переправы через Ладожское озеро – «Дороги жизни». Из 428 красноармейцев и командиров 136 Отдельного мостостроительного батальона (по штату) данным приказом было награждено лишь четыре человека (все – плотники), в том числе и мой прапрадед.

Во время блокады Ленинграда именно 136 Отдельный мостостроительный батальон первым 19 ноября 1941 года начал производить ледовую разведку, а затем принимал участие в строительстве и эксплуатации ледовой трассы через Ладожское озеро, сооружал пирсы, причалы, молы, строил мосты и дороги. После прорыва блокады и перехода войск фронта в наступление сооружал переправы и мосты через реки: Нева, Луга, Плюсса, Нарва, на Карельском перешейке, в Эстонии.

В конце октября – начале ноября 1944 года прапрадед прибыл в Эстонию в 743 стрелковый Нарвский полк 131 стрелковой Ропшинской Краснознаменной дивизии.

Из архивных документов известно, что в это время в Эстонии 743 полк проводил операцию по освобождению островов Моонзундского архипелага. На период прибытия прапрадеда в полк острова были освобождены и боевые действия сосредоточились на узком длинном полуострове Сырве о. Саарема, куда отошли немецкие войска, занявшие второй оборонительный рубеж. Их рубеж был очень сильно укреплен, хорошо оборудован в инженерном отношении. Со стороны Балтийского моря и Рижского залива немецкие войска поддерживала также корабельная артиллерия. В связи с тем, что предпринятые советскими войсками в октябре 1944 года попытки прорвать оборону противника успехом не увенчались, советским командованием было принято решение с 1 ноября 1944 года временно перейти к обороне, провести перегруппировку, пополнение войск и подготовиться к новой наступательной операции. При этом задача прорыва второго оборонительного рубежа немецких войск на полуострове Сырве о. Саарема и полного очищения полуострова от войск противника была возложена на 109 стрелковый корпус, в боевой состав которой вошла и дивизия прапрадеда. Успешное выполнение этой задачи означало окончательное освобождение островов Моондзундского архипелага. Во исполнение принятого решения 131 стрелковой дивизии в ночь с 31 октября на 1 ноября 1944 года была отведена с переднего края в ближайший тыл, где приступила к подготовке к предстоящему наступлению. Полки дивизии после предшествующих боев несомненно требовали пополнения. В 11 час. 57 мин. 18 ноября 1944 войска после 1 час. 57 мин. мощной подготовки во взаимодействии с танками и авиацией перешли в наступление и прорвали сильно укрепленную оборону противника. К утру 24 ноября 1944 года сопротивление противника было окончательно сломлено и п/о Сырве был полностью очищен от немецких войск. Из именного списка безвозвратных потерь 131 стрелковой дивизии следует, что с 18 ноября по 24 ноября 1944 года 743 стрелковый полк потерял убитыми 58 человек рядового и сержантского состава, причем все они, в том числе Ермачков В. О., были похоронены в одной братской могиле на п/о Сырве в районе д. Винтри. В конце 60-х-начале 70-х годов 20 века был перезахоронен в один из воинских мемориалов о. Саарема.

Мой прапрадед погиб как герой, стойко сражаясь с противником. Посмертно был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». К сожалению, похоронен он далеко от нас, в общей могиле в Эстонии. Нет возможности прийти и поклониться ему. Но на памятнике воинам-вытегорам среди многих есть и фамилия Ермачкова Василия Осиповича. Мы помним, мы гордимся!

Имя Василия Ермачкова – на плитах мемориала воину — ­вытегору