По крыше веранды барабанит дождь. Алмозерские ребятишки столпились вокруг худенькой девчоночки: любопытные глазенки так и сверкают – интересно! Танечка Ремизова, а именно она владеет вниманием всей маленькой компании, рассказывает захватывающие истории собственного сочинения. Малыши слушают так увлеченно!
Но вот дождь затихает, светлая березовая роща блестит под ясно-голубым небом, воздух прозрачный, чистый, неподалеку ласково журчит любимая речка Талица. Детишки бегут резвиться, благо погода вновь разгулялась.
Литературный талант нашей героини проявился в самом раннем детстве, он рос, развивался, согреваемый деревенским солнышком, овеваемый нежными ветрами малой родины, вдохновляемый непередаваемой красотой милой природы. Девочка впитывала в себя прелесть окружающего ее мира, и от избытка сердца начинали говорить уста. То в одной тетрадочке стишок запишет, то в другой.
А как любила она стихи поэтов, как понимала их восхищение матушкой-Россией! Снова и снова перечитывала строки Сергея Есенина, Ольги Фокиной, Николая Рубцова. Нравились ей и деревенские рассказы Василия Белова, Анатолия Петухова, Василия Шукшина.
Стоит ли удивляться, что по литературе способная ученица почти всегда получала одни пятерки, да и по другим предметам не отставала.
– Ой, до чего же я сочинения писать любила, – вспоминает женщина, – еще и за других старалась. Придет учительница и давай нахваливать чью-то работу, зачитает отрывки даже, а сочинение-то за него я писала! Забавно!
Выпускница школы вместе с аттестатом получила заслуженную грамоту – «За особые успехи в литературе».
Жизнь прожить – не поле перейти. Немало трудностей судьба уготовила деревенской труженице. Много работала: помощником повара, младшим воспитателем в детском саду. Со всеми бедами справилась, двух доченек вырастила.
Сейчас за плечами уже много лет. Пенсионерка не скучает: встанет утром – сбегает к дочери, поможет с маленькой внучкой, Лизочкой. Вечером домой вернется, а на пороге уже какие-нибудь гости. Любят односельчане проведывать подружку, да и приезжие из города, родственники или просто знакомые, с удовольствием останавливаются у гостеприимной хозяйки: «Есть в тебе какая-то отдушина», – говорят ей люди.
Каждую минуту согревает сердце Татьяны Сергеевны любовь к малой родине. В большом городе она, по ее словам, и дня провести не может: там – птиц не слышно! Зато метро как загудит – непривычная к мегаполисам селяночка аж перекрестится со страху!
Болит душа за вымирающие русские деревни, а еще – за подрастающее поколение.
‒ Услышала тут на первое сентября, как ребятки со школы возвращаются, да песни включили громко-громко, с нецензурной лексикой. Не выдержала, подошла, замечание сделала. Неужели не хотят красивую-то музыку послушать, настоящую? А то соберутся подростки на остановке, намусорят, накидают там всего… Жалко!
Дни идут своим чередом. Поэзия, как верная подруга, следует с Татьяной Ремизовой рука об руку по жизненному пути. Только своим творчеством она делится теперь со слушателями постарше, и не на веранде, а в сельском клубе, а то у себя дома, за столом. Память у женщины отличная, стихи читает наизусть, да так проникновенно, душевно!
На кухоньке чисто, уютно, за спиной поэтессы мирно мурлычет большой рыжий кот, от самого сердца льются тихие строки:
Старый тополь снова
листья сбросил
И стоит печально, будто
тень.
Мать с надеждой на дорогу
смотрит,
Провожая уходящий день.
Затаилась на душе тревога,
И с утра не спорились дела:
Ночью снилась маленькая
дочка,
И вокруг черемуха цвела.
Платьице в горошинку и
бантик,
Бабочка нарядная в косе –
По тропинке к ней бежала
дочка,
И сверкало солнышко в росе!
Мать проснулась… Утро
занималось,
Ветер злился, как лохматый
зверь.
Вздрогнула! Да нет, не
показалось:
Скрипнула некрашеная
дверь…