На новом теплоходе – три бравых капитана

«Гидротехник Петрашень» уже прошел первый пробный маршрут

Новое, красивое, бело-синее судно украшает причал ВРГСиС. С легким волнением заходим на борт: все-таки для тех, кто большую часть жизни проводит на суше, путешествие по теплоходу – событие необычное. Здесь всё немного по-другому: идем не по полу, а по палубе, поднимаемся не по лестнице, а по трапу, смотрим не в окошки, а в иллюминаторы, заходим не в кабинет начальника, а в каюту капитана. И снова удивляемся.

Точка, точка, запятая – вышла схема непростая
У стола стоят два капитана, в руках у них – большая схема, а там какие-то чертежи – линии, цифры, точки, запятые, непонятные надписи. Капитан-сменный механик Евгений Байнин и капитан-наставник Андрей Чикулаев спокойно, со знанием дела решают какие-то задачи, обычные для них и непостижимые для нас, сухопутных. Они понимают друг друга с полуслова, а для нас почти каждое их слово – загадка. И как они во всём этом разбираются?
– Нас этому долго учили, – смеются мужчины.
– Что вам рассказать? А может, лучше показать? – интересуется Евгений Викторович.
Расскажите о вашей работе и покажите теплоход, — просим собеседников…

Путешествуем. Смотрим. Слушаем.
Поднимаемся по трапу и слушаем историю нового теплохода, пока еще короткую.
«Гидротехник Петрашень» – обстановочный теплоход отечественного производства. Изготовлен ООО «Судостроительный комплекс «Р-Флот» в п. Окский Нижегородской области и в ноябре прошлого года прибыл в Вытегорский район гидросооружений и судоходства.
Предназначен для содержания судового хода на внутренних водных путях, работ по тралению, контроля средств навигационной обстановки, обслуживания знаков навигационной обстановки для обеспечения безопасности судоходства пассажирского и транспортного флота.
– На автодорогах движение регулируется дорожными знаками, а на воде есть специальные навигационные знаки – плавучие и береговые – поясняет наш гид.
«Гидротехник Петрашень» предусматривает также буксировку судов весом не более 250 тонн, в толкании – не более 1000.
В ВРГСиС уже работают три обстановочных теплохода – «Иволга», «Синица» и «Путейский-243». О том, какие конкретно задачи будет выполнять новый теплоход, вопрос окончательно не решен. Но недавно судно успешно совершило пробный переход до Онежского озера.
В этот навигационный сезон «Гидротехник Петрашень» начнет работать. А пока в самом разгаре идет подготовительный период.
– Принять судно, – говорит собеседник, – достаточно долгий и трудоемкий процесс. Нужно, во-первых, изучить теплоход, досконально разобраться, как работают все узлы, механизмы. Потом произвести некоторые частичные изменения, дополнения, как говорится, вооружить теплоход, подстроить его под себя, чтобы удобно было на нём работать. Сейчас мы, например, занимаемся топливной системой.
Каждое судно – единственное и неповторимое?
– Можно сказать и так.
Что особенного в «Гидротехнике Петрашень»?
– Здесь очень много электрики и электроники.
Вы уже ходили на нём в плавание. Если я правильно поняла, у каждого судна – свой характер, если можно так выразиться. Как ведет себя новый теплоход? Понравился?
– Понравился. Такой энергичный, подвижный.

В капитанской рубке
За увлекательным разговором поднимаемся в капитанскую рубку. С ее высоты открывается великолепный вид. Вот именно здесь, – рождается мысль, – мы и сделаем фотоснимок для публикации в газете.
– Когда судно будет окончательно принято, за штурвал встанете вы?
– Да, а также управлять теплоходом будут механик-сменный капитан Алексей Тихонов и Андрей Чикулаев (в настоящий момент – капитан-наставник ВРГСиС).
Для небольшой фотосессии Евгений Викторович приглашает еще двух капитанов. Справа красуется штурвал из дерева. Вот именно здесь и стоит сфотографироваться!
– Только не здесь, – улыбаются мужчины. Это запасной, аварийный штурвал. А настоящий – вот он.
– Оказывается, настоящий штурвал – в виде небольшого рычага. Как интересно!
Итак, в кадре – три капитана.
Вот они – обладатели одной из самых романтичных профессий, отважные моряки, которым и беда не беда, и, как поется в одной известной песне, путеводная им помогает звезда…

Ожидания оправдались
Капитанами не рождаются – ими становятся. Но как, хотелось бы знать?
– Мой папа, – делится Алексей Тихонов, – работал в порту, поэтому корабли я видел с детства. И профессию, разумеется, выбрал морскую. Поступил в Вологодское пятое речное училище, получил квалификацию судоводителя, помощника механика.
Учиться нравилось?
– Я бы и сейчас еще поучился!
А потом?
– Два года практики. Ходили по великой матушке Волге. Сначала я был мотористом, потом – штурманом.
Морская болезнь вам знакома?
– К счастью, нет. А некоторым приходится привыкать…
И как они справляются с недугом?
– Как справляются? Да сухарики жуют, – весело отзывается мужчина.
Помните, как первый раз встали самостоятельно за штурвал? Не боязно было?
– Молодым ничего не страшно (собеседник смеется).
Но ожидания романтики оправдались?
– А как же!
Прошли практику. А дальше?
– Работал в Вознесенье, водил сухогрузные большие теплоходы «Волго-Дон».
Это же, наверное, совсем не просто! Мне всегда казалось, что особенно сложно заходить в шлюзы…
– Привычка нужна. Необходимо учитывать многие факторы: погодные условия, силу и направление ветра, течения и т.п.
И в штормы попадали?
– Конечно. Мы ходили по Ладожскому и Онежскому озерам, там – морской режим плавания.
Как же, наверное, страшно в шторм?
– Ну, нам-то ничего не страшно, – улыбается Алексей Георгиевич. Мы ко всему привыкли!
Возвращаться с корабля на сушу почему-то немного грустно. На прощание еще раз оглядываюсь, чтобы полюбоваться на красавец-теплоход. Сколько миль пройдет «Гидротехник Петрашень», какие дела совершит, какие выдержит бури?