История Мариинской водной системы и Волго-Балтийского водного пути стала главной темой его исследовательских трудов, вылившихся в серии газетных публикаций и книгу. А ведь по образованию их автор Рудольф Порожский вовсе не литературовед или историк, он – речник. Пролегающий через Вытегру водный путь попросту стал его жизнью. Всю свою трудовую деятельность он посвятил ему, и все свои мысли и чаяния тоже отдал каналу.
На работу в изыскательскую партию Вытегорского техучастка Рудольф Павлович пришел в 17 лет, через год стал студентом Ленинградского речного училища. Завершив обучение в 1959-м, вернулся обратно, но уже в качестве старшего техника изыскательской партии, а вскоре и возглавил ее.
Это было очень интересное время: законсервированное в 1953 году возведение объектов Волго-Балта возобновилось в 1955-м. Темпы строительства неуклонно росли, со всей страны съехалась по комсомольским путевкам молодежь. В мае 1961-го Вытегорский и Белоусовский гидроузлы (шлюз №№ 1 и 2) пущены во временную эксплуатацию, а 5 июля 1964-го по новому водному пути открыто сквозное судоходство.
Превращение уже к тому времени устаревшей Мариинской водной системы с ее маленькими деревянными шлюзами в современный судоходный канал проходило на глазах у Рудольфа Порожского. Кроме того, он сам принимал активное участие в данном преображении. Именно это позволило ему много позже опубликовать следующие строки: «Отмечая в целом положительно технический проект ВБК, специалисты района гидросооружений уже в первые 10 лет эксплуатации выявили более 50 дефектов в проектных решениях гидросооружений и отдельных конструктивных элементах. Многие из них в сочетании с отступлениями от проекта в ходе выполнения строительно-монтажных работ привели к очень серьезным последствиям…».
Меньше чем через год после открытия канала, в феврале 1965 года, в возрасте 27 лет Рудольф Павлович был назначен начальником Новинкинского гидроузла. Обучение на заочном отделении Ленинградского института водного транспорта с одной стороны усложняло жизнь, ведь к тому времени у него уже появилась семья: с Анной Яковлевной они вместе работали еще в изыскательской партии. С другой – совмещение теоретических знаний и практики помогало принимать верные технические решения, а их в то время требовалось немало.
В 1972 году Рудольф Порожский принял на себя обязанности главного инженера Вытегорского района гидросооружений. Казалось бы, к тому времени все выявленные в ходе эксплуатации ГТС дефекты строительства должны были быть обнаружены и устранены. Однако на практике оказалось не так. В своей научной статье «Проект Волго-Балтийского канала: достоинства и недостатки» Рудольф Павлович указывает: «В июне 1972 года в результате разрушения штрабного бетона левого вереяльного уплотнения нижних рабочих ворот на длительное время, более 5 суток, был выведен из работы шлюз № 2 с остановкой судоходства для проведения аварийно-ремонтных работ. Причиной разрушения явилось отсутствие армирования штраб закладных металлоконструкций, не предусмотренное рабочим проектом. Подобные дефекты в эти же годы были обнаружены в рабочих пазах затворов галерей, плавучих рымов всех шлюзов.
В 1974 году при откачке шлюза № 6 началась интенсивная фильтрация с выносами грунта из-под основания через контурные уплотнения швов между секциями. В результате ослабления основания первые пять секций получили наклон к оси камеры, угрожающий устойчивости сооружения в целом. Подобные выносы имели место и на шлюзе № 5. Причиной интенсивной фильтрации и выносов грунта явилось неудачное проектное решение контурного уплотнения швов между секциями».
Усиленное устранение недостатков проектирования велось на протяжении 30 лет. Можно сказать, что под этой эгидой прошло и первое десятилетие работы Рудольфа Павловича в должности начальника ВРГС, на которую он был назначен в 1985-м. Отсюда и глубокое знание технической части деятельности Волго-Балтийского канала, и экономической, и социальной. На его долю выпало руководство предприятием в очень трудные перестроечные годы, когда не то что на ремонт гидросооружений, на оплату труда работникам не было денег. А ведь ВБК – стратегический объект, «закрыть его на клюшку и уйти домой» невозможно. В тяжелейших условиях надо было еще и обеспечивать безопасность судоходства. «Напряженная работа всего коллектива предприятия и подрядных организаций позволила не только сохранить, но и улучшить техническое состояние судопропускных сооружений и путей», – акцентировал потом в своей статье Рудольф Порожский.
Несмотря на то, что почти вся его трудовая деятельность была отдана Волго-Балту, а Мариинский водный путь остался в детских и юношеских воспоминаниях, ее история волновала Рудольфа Павловича не меньше. «Ему всегда были интересны факты, касаемые работы и Мариинской системы, и Волго-Балта. Оформлять их в какие-то работы он стал уже в зрелом возрасте», – рассказала супруга автора Анна Порожская. Те, кто работал с Рудольфом Порожским бок о бок или был с ним знаком, удивлялись его превосходной памяти и умению легко оперировать цифрами, датами, именами людей. Эта четкость мышления нашла отражение в его литературном творчестве.
Сегодня на выставке в читальном зале Вытегорской районной библиотеки можно увидеть книгу Рудольфа Порожского «Петрову мысль Марiя свершила», посвященную 200-летию Мариинской водной системы. Может быть, она уступает в красочности стоящим рядом изданиям, но не глубине проникновения в тему. Вот в этом весь Рудольф Павлович – автор документальных публикаций и интереснейших исследований, по которым сегодня можно изучать историю великого водного пути.