Пациенты не скажут, что у них болит

Процедура наконец завершена. / Фото Елены Креневой.

Ветеринарный врач – профессия сложная

— Самое трудное, признается ветврач с почти 40-летним стажем работы Рая Кодола, — это поставить диагноз больному. Ведь наши пациенты в ответ на вопрос «На что жалуетесь?» могут только жалобно мяукнуть или тяфкнуть, а то и вообще промолчать. А самое печальное, к чему никак не могу привыкнуть – видеть, как животное умирает и понимать, что уже ничем не могу ему помочь.

          Раиса Борисовна переживает за каждого пациента. Порой даже берет номер телефона хозяина, звонит, беспокоится, как себя чувствует больной. «Особенные» случаи происходят на ветстанции каждый день. Вот недавно, например, сделали кошке операцию по стерилизации, надели на нее попонку и предупредили хозяев: следите, чтобы шов не разлизала… Пушистую пациентку принесли через шесть дней. Врач ахнула, как увидела: прооперированное животное разлизало не только внешние, но и внутренние швы! Пришлось заново делать операцию, снова – наркоз, антибиотики. Наученные горьким опытом владельцы на этот раз были внимательнее. Несколько дней назад кошечке сняли швы: все у нее теперь хорошо.

          А вот к чему доктор давно привыкла, так это к царапкам да укусам – она на них уже и внимания не обращает. Правда, один раз, когда кошка прокусила палец (врач давала ей таблетку), пошло осложнение и пришлось лечиться антибиотиками. В другой раз маленькая собачонка прокусила новую туфельку доктора – и ничего. Кстати, хозяин тогда даже не извинился.

          Наша собеседница – сострадательный и при этом удивительно спокойный человек. В юности у нее даже было прозвище – «флегматик». Хотя с годами сохранять невозмутимость в любых ситуациях, по ее признанию, стало сложнее.

Женщина привыкла все делать на отлично: на одни пятерки закончила школу, с красным дипломом –техникум мясной и молочной продукции, прекрасно отучилась и в Ленинградском ветеринарном институте, а теперь – трудится, бескорыстно отдавая любимому делу свои силы, знания, навыки, свою доброту. Сколько питомцев она исцелила, избавила от страданий и боли, скольким владельцам подарила радость!

          О животных Рая Борисовна рассказывает с воодушевлением:

          — Характеры у всех разные. Одни умные, терпеливые, другие злобные. Многое зависит, конечно, от породы, но сильно влияет личность хозяина. Каков владелец – таков и его питомец. Животных, например, никогда нельзя наказывать, а то они еще назло будут вредничать. Но почти все четвероногие питомцы едины в одном: пока им очень плохо, они смиренно дают измерять температуру, ставить уколы, а, едва поправляются, начинают капризничать, а то и буйно протестовать против лечения.

          Они ведь как люди. Мы нередко предупреждаем владельцев: «Одними медицинскими процедурами питомца не вылечить. Если вы его дома положите на одно место, не будете подходить к нему, разговаривать с ним, оно почувствует, что никому не нужно, и может умереть – от безысходности. Каждый должен знать, что необходим кому-то. Вот тогда питомец будет изо всех сил цепляться за жизнь, которая обретет для него смысл».


На ее «участке» было более 700 «пациентов»!

Восьмиклассница из д. Захарьино Галина Столетова в 1989-ом решила поехать учиться на ветеринара.

          -Почему поехала в Вологодский сельскохозяйственный техникум? Не знаю. Так получилось: мама с папой всю жизнь были животноводами, пригласили именно в это учебное заведение, общежитие там было неплохое. И вообще как-то все понравилось, — объясняет выбор профессии ветврач с уже с почти тридцатилетним стажем.

          Хотя на деле работа оказалась не такой, какой ее себе представляла девушка. Приехала в колхоз «Земледелец» в д. Тудозеро, а там на ее попечении – 600 колхозных коров и около сотни – частного сектора. А еще – свиньи, птица… Непочатый край работы! Ничего, справилась: Галина Борисовна трудилась в колхозе 17 лет, пока он не распался.

          А сейчас лечит домашних питомцев со всего района. Пациенты идут каждый день: собаки, кошки, кролики, хомяки, иногда даже черепахи и морские свинки. Учили лечить сельскохозяйственный скот, а исцелять домашних питомцев обучилась уже самостоятельно. Любит Галина Борисовна свою работу и животных. Приятно видеть ее в деле: уверенна, спокойна, приветлива. Четвероногие питомцы нередко бурно реагируют на проведение необходимых процедур, но она их совсем не боится, хотя все руки искусаны и исцарапаны – этих «производственных» травм ветеринару не избежать.


На приеме

Охотник из С. Анненский Мост Алексей Тимофеев заводит в кабинет ветврача четвероногого пациента

Это молодая русско — европейская лайка, собаки этой породы являются хорошими охотниками на мелкого и крупного зверя, а также охотятся на птиц. В больнице собачка впервые, привезена для подстригания когтей.

Ветврач Галина Столетова встречает пациента ласково:

— Как зовут? – спрашивает она у хозяина, — намордничек одели?

— Пуля, — отвечает Алексей.

— Ну, Пулечка, не беспокойся, больно не будет, — как ребенка, успокаивает доктор животное.

Собачка смотрит доверчиво, норовит лизнуть в лицо Галину Борисовну. «Ты тут как будто уже была!» – удивляется на питомца хозяин.
Первые несколько коготков подстригли спокойно. Но вот собачка почувствовала неприятные ощущения, заволновалась, занервничала. А доктор и хозяин абсолютно невозмутимы. Ветврач по ходу работы объясняет Алексею, как правильно подстригать когти, если он будет делать это самостоятельно.

Но лайка тем временем теряет терпение. Нервничает все сильнее с каждым когтем. Вот уже водителю ветстанции Геннадию Жохову приходится помогать ее держать.

-Девочка моя, вот, один коготочек остался, посмотри, какой страшный, — в интонации Галины Борисовны – ни нотки раздражения, только любовь.
Наверное, поэтому Пуля тут же перестает рычать, как только врач опускает ножницы и, мало того, уже ласкается к доктору!
Все проходит хорошо. Пуля, выдержавшая не совсем приятную процедуру, получает в награду вкусняшку. Виляет хвостиком, лижет лицо доктору…

— А вам не было страшно, когда собака так грозно рычала? – спрашиваю доктора. – Я даже стоя в стороне испугалась.

— Что вы, я уже привыкла, — улыбается Галина Борисовна, прощаясь с пациентом и его хозяином.