Портрет нашего времени. Часть 1.

Воспоминания… Это мостики в прошлое, в те времена, которые невозможно вернуть или повторить, но о которых хочется рассказать. Как много интересного поведали нам те, кто когда-то работал в редакции. Это история не только газеты, но и всего Вытегорского района.

Сегодня мы публикуем воспоминания Елены Васильевны Некрасовой.

 

Ее прихода жители дальней окраины Вытегры ждали с особым настроением – тетя Ася много лет появлялась в наших домах «с толстой сумкой на ремне», да иногда не один, а два раза в день. Она приносила почту: письма, газеты, журналы, которых  в 60-е и позже выписывали много. Но больше всего, конечно же, ждали «районку», «колхозницу», как ласково называли местную газету «Колхозное знамя», позже ставшую «Красным знаменем». Газета  была серьезной, обстоятельной, рассказывала о работе наших предприятий – колхозов, совхозов, леспромхозов и лесхозов, потребкооперации, школ, клубов. Анализировала успехи и провалы, сообщала о замечательных тружениках, ветеранах войны и труда, достижениях молодежи. Через 20 лет после страшной войны жизнь вошла в свою колею, и каждое значимое событие этой жизни находило отражение на ее страницах. Асю, принимая почту из ее рук, привечали, как родного человека, угощали пирожками и поили чаем, понимая, как нелегко ей в любую погоду с тяжеленной ношей ходить  по плохоньким мосточкам, заснеженным дорожкам из дома в дом, из дома в дом… Первой в руки брал свою газету отец. Это воспоминания детства.

Я выросла. Окончила университет, была избрана секретарем районного комитета комсомола,  а в свой срок рекомендована на работу в газету –   организатором радиовещания. Еще через некоторое время  стала заведующей отделом сельского хозяйства. Сейчас, по прошествии времени, вспоминаю те почти два десятка лет как самые важные, самые значимые, самые интересные годы в моей жизни, воспринимая их как щедрый подарок судьбы. Я оказалась в коллективе умных, ответственных, порядочных людей. Все они имели больший, чем у меня, жизненный опыт, обладали необходимыми профессиональными навыками, хорошо знали район и многих его  жителей, обладали журналистским тактом и неиссякаемым чувством юмора, нередко спасавшим в труднейших рабочих ситуациях.

Суровая внешность редактора Евгения Георгиевича Ермолина никак не вязалась с его общительностью и добротой. Человек глубоких и разносторонних знаний, он  неизменно брал на себя самые трудные темы и, казалось, с легкостью справлялся с ними. За день он просматривал кипы центральных газет, посещал собрания и заседания, а, возвратясь, вводил нас  в курс дел, иронизировал по поводу нестандартных ситуаций, рассказывал о случаях из жизни, носивших анекдотический  оттенок. Мы дружно обсуждали происходящее,  огорчались, удивлялись, смеялись, запивая все эти  разговоры чашкой вкусного чая, и получали задания, необходимые подсказки и «наводки» на дальнейшую работу.

Выпуск газеты – вообще очень  нелегкий процесс. Три раза в неделю по четыре  полосы на пятерых пишущих сотрудников – непростая задача. Спланировать работу, собрать материал – большей частью из поездок по району, описать с максимальной объективностью всё, что  увидел и услышал, а часто и почувствовал душой – изматывающий конвейер, который не отпускал ни дома, ни в выходные, ни в  праздники, потому что и в праздники порой нас ждала обычная будничная работа. И не могло быть так, что номер в должный день не выйдет, потому что мы что-то не успели. Не могло быть, и не было.

Иногда в спешке случались «ляпы» – непроверенные факты, не те подписи под фотографиями, перепутанные имена, фамилии, орфографические ошибки. Мы всегда извинялись, исправляли свои ошибки, и, чаще всего, нас понимали.

Был ли диктат или «нажим» сверху? Ведь газета являлась органом партийной и исполнительной власти района?  В моё время – никогда. Не указывали, что  писать, а что  не писать, не пеняли за критику – напротив, пытались разобраться и принять участие в решении проблемы. Районом тогда руководили люди, большинство из которых заботились не о личной карьере или кармане, а о состоянии дел. Потому, может быть, и успехи определенные были, и район был бездотационным в  числе немногих из трех десятков в  области. Четыре крупных леспромхоза, более десятка совхозов и колхозов, строительные и эксплуатационные организации во главе с крепкими руководителями, трудяга «Волго-Балт» были основой нашей экономики. Создавались  новые производства, строились  животноводческие  комплексы, школы, детские сады. Да, недостаточно, да, ужасные дороги, да, имевшая порой место бесхозяйственность – газета об этом не умалчивала. Но ведь и  хорошего было немало, и именно об этом хотелось писать в первую очередь.

Была ли цензура? С этим я сталкивалась всего один раз, в начале своей журналистской работы. Приехавший из Вологды цензор проанализировал вологодские «районки» в этом плане и выяснилось, что  «сболтнули» лишнее и мы. В объявлении о режиме работы городской бани сообщили, что  в такие-то дни моются женщины, в такие-то – мужчины, а в выходной день – гарнизон воинской части. Пролили воду на мельницу вражеских разведок. Их «компетентные органы» узнали, что в Вытегре базируется воинская часть. Но мне почему-то кажется, что и без объявления они об этом догадывались.

Думаю, неоспоримо то, что газета – величайшее достижение культуры, упакованный в строчки огромный исторический пласт человеческого бытия, зеркало трудолюбия, патриотизма, общественного сознания людей, ума, таланта и души моих земляков. И оценка труда тех, кто  писал портрет времени на ее страницах.

В кабинете главного редактора 1982 год.
1 ряд: Елена Некрасова, Евгений Ермолин, Надежда Гостева (слева направо). 2 ряд: Рудольф Щербаков, Игорь Климов, Галина Крутцова, Тамара Ермолина, Галина Ольшукова, Светлагна Сешкина, Галина Мокина, Тамара Кюршунова, Владимир Бондарко, Николай Галафеев, Валерий Жардаров, Иван Черный.

Следует отдать дань памяти уже ушедшим от нас журналистам. Невозможно было представить себе «Знамя» без заведующего отделом промышленности, а по совместительству бессменного диктора местного радио, весельчака и балагура Анатолия Ивановича Яшина, умевшего собрать материал при любых обстоятельствах. Выйдя на пенсию, он не ушел из газеты, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Анатолия Ивановича сменил дотошный, обстоятельный Валерий Николаевич Жандаров. Ему приходилось нелегко: экономика в районе в его время была уже почти «на нуле».  

Выход из любой ситуации всегда могли найти наши ветераны – заместитель редактора газеты, бывший минер Клавдия Николаевна Логинова и ответственный секретарь, начинавшая свою журналистскую биографию еще в многотиражке «Волгобалтстроя» Клавдия Петровна Козлова. Это были «многостаночницы», знавшие все тонкости литературного и  технического выпуска газеты. У них мы учились работать. Нелегкий крест несли руководившие в разное время отделом социальной жизни Валентина Киселева, Лариса Каманина, Галина Крутцова, Галина Мокина. Все они умели расположить к себе собеседника, выявить самое  наболевшее, чем-то помочь людям. И каждая блистала своими талантами: Валентина писала хорошие стихи, Галя Мокина увлеченно занималась историей края, Галя Крутцова искала «звездочек» в школах. А Лариса, будучи гораздо моложе нас, отлично  находила общий язык с молодежью, и регулярная страничка клуба «Инсайт» была ее детищем в газете. Письма – горькие, гневные, радостные и благодарные – шли через руки Светланы Пелещак, а затем  Елены  Антоновой. Многие из этих писем  требовали компетентного ответа, разбирательства, а это было так нелегко – работать с жалобами!  Очень оживляли газету письма с мест, авторами которых были Лия Трохова, Зоя Кошечко, Николай Тяпин, Владимир Аристаров, Валентина Мехнецова и многие другие неравнодушные наши читатели.

Интересную «Литературную страницу» вел сам редактор, литератор по образованию. Кстати, он был единственным в нашем коллективе членом Союза журналистов СССР, а за вклад в развитие района на посту руководителя газеты был награжден медалью «За освоение Нечерноземья». Литературных талантов газета открыла немало, и это было прекрасно – не хлебом единым жив человек. Думаю, с интересом читали вытегоры и страничку «Прионежье»   –  о природе родного края и людях, ее хранивших. Из публикаций в ней читатели узнавали о красивейших местах Вытегории, редких представителях животного мира,  были там и  небылички охотников и следопытов, писалось о достижениях  лесоводов, цветоводов, огородников – людей увлеченных и щедро делящихся своим опытом и знаниями. Их было  много, всех не перечислить, но  Юрия Алексеева, Николая Демидова, Марию Коряковскую, Зинаиду Ильину, Александру Смирнову просто невозможно не вспомнить, невозможно  не поблагодарить.

Невозможно не поблагодарить за работу и фотокорреспондента Александра Гусева. Саша был автором почти всех публиковавшихся в газете (помимо ТАССовских) снимков, благодаря ему вытегоры в лицо знали наших замечательных тружеников , ветеранов, просто интересных людей, гостей города. Его глазами видели красоту и богатства родного края. Он буквально не вылезал из командировок, потому что каждый из нас хотел украсить свой материал выразительными фотоснимками.

Помимо авторского коллектива в редакции трудились люди, без которых бы выпуск газеты был просто невозможен: тихая и скромная корректор Надежда Гостева, правившая наши «огрехи» в русском языке, безотказный «свой в доску» Валентин Кузнецов, чей красный «Москвич» мчался по сельским проселкам в любую погоду. Трагически погибшего Валентина сменил Виктор Максимихин – редакция газеты казалась ему гораздо более солидным местом работы, нежели предыдущее – райком комсомола. Теплые чувства вызывали заботливо и терпеливо разбиравшие наши каракули секретари-машинистки Галина Мальцева, Светы «большая» и «маленькая» (Степчихина и Сешкина), умело ведавшая  редакционным хозяйством и финансами Галина Ольшукова, техничка Валентина Ханькова. Были, конечно, люди, для которых наш коллектив не стал родным, а газета – тем, без чего нельзя жить, но и им спасибо – жизнь не медовый пряник, иной раз и горечь от редких перчинок была в ней.

Продолжение следует.