– Кто бы мог думать, … что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
– Да, – отвечал другой генерал, – признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
Этот разговор из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Салтыкова-Щедрина, конечно, преувеличение, гротеск, литературный прием, который здесь преследует свои, художественные, цели.
Смешно, что важные персоны так думали? Конечно! Забавно, что мужик, который своим трудом их кормит, а сам при этом ничего не имеет? Уже не очень. Весело, что, если весь мир будет состоять из одних таких «генералов», очень скоро настанет момент, когда просто будет нечего поесть? А это уже совсем грустно.
Один – из семнадцати
60 лет назад 17 колхозов и совхозов района регулярно поставляли государству тонны молока, мяса, яйца, шерсти! Более того, даже частники, которые держали скот, активно принимали участие «в выполнении обязательства по увеличению производства и продажи государству продуктов животноводства». Вот живой пример: один пенсионер из д. Рябово Девятинского сельсовета заключил договор с маслозаводом на поставку 200 литров молока в год!
А теперь? На Вытегорской земле всего несколько сельхозпроизводителей: СПК «Зори», крестьянско-фермерские хозяйства Елены Симакиной и Николая Исупова и один-единственный колхоз, «Прогресс», который, под грамотным руководством председателя, воспитанного еще на коммунистических идеалах, Александра Барабанова, продолжает дело, ценность которого трудно переоценить: он кормит людей хлебом насущным.
Телегу двигаем…
Иосиф Сталин писал Максиму Горькому в 1930 году: «Телегу двигаем; конечно, со скрипом, но двигаем вперед». Так и «Прогресс» движется вперед, тяжело, преодолевая трудности, не без помощи добрых людей, под руководством мудрого председателя.
В 90-ые предприятие выжило, первое в районе прошло реструктуризацию, не прекратило свою деятельность, в начале 2000-ых осилило приобретение двух тракторов МТЗ-82 в лизинг, еще один трактор передало Алмозерское сельское поселение, АО «Белый Ручей» подарило автомобиль «УАЗ». Конечно, российский колхоз, зарегистрированный еще в 1961 году – совсем не то, что колхоз советский, но свою основную функцию – выдавать молочную продукцию – по-прежнему выполняет.
Предприятие производит молоко, сливки, реализуемые на территории района: только за июль надои составили около 13 тонн. Два раза в неделю, понедельник и четверг, водитель Николай Якунин на колхозном УАЗике везет продукцию в поселки Новостройку, Волоков Мост, Белоусово, деревни Белый Ручей, село Девятины, в Вытегру, где ее с удовольствием разбирают покупатели, в основном постоянные, которым нравится качество и устраивает стоимость молока и сливок (дешевле, чем в сетевых магазинах).
В свое время «Прогресс» приобрел в аренду 360 га леса, и теперь в зимнее время занимается заготовкой леса, что его очень выручает и помогает сводить концы с концами, компенсируя убыточность непосредственно сельскохозяйственного производства.
Сельхозпредприятие насчитывает сегодня 101 голову крупного рогатого скота, из них 66 дойных коров, 2 племенных быка, купленных несколько лет назад в п. Майский. Разведением скота на мясо не занимается, а из рождающихся ежегодно телят (их бывает около 60) часть оставляет себе, а часть продает частникам: оказывается, в районе скот еще кое-кто держит.
Хозяйство уже несколько лет осуществляет подсев трав и внесение минеральных удобрений на сенокосах, для чего в прошлом году был приобретен разбрасыватель удобрений.
Есть и такие положительные моменты: отремонтированы полы и стайки на ферме, установлены новые двери, заасфальтирован проход для подвоза сена (с помощью ООО «Автодороги Вытегра»), построена новая будка (материалы дало АО «Белый Ручей») для хранения кормов зимой, приобретены электронные весы, заготовлены дрова для котельной, а, главное, в этом году план по заготовке кормов выполнен на все 100% – это 300 тонн сена. И погода помогла, и работники потрудились на славу, и техника выдержала.
Беда номер один
О грустном говорить не хочется. Но трудностей, конечно, хватает. Затраты на сельское хозяйство сильно превышают прибыль. Без спонсорской помощи не обойтись.
Часто ломается старая техника. Вот недавно УАЗик сломался, а продукцию нужно доставить до потребителя! Пока машина была в ремонте, выручили администрация района да ООО «Автодороги Вытегра» – предоставили свои машины.
Несколько лет назад вышла из строя пилорама, на которой раньше производили пиломатериалы для собственных нужд. Починить ее практически невозможно.
Или вот отключили как-то электричество. Своего электрогенератора в хозяйстве нет (он стоит 300 тыс. рублей – сумма слишком большая с учетом того, что пригодиться он может всего несколько раз в году). Как подоить – один вопрос, как переработать молоко – второй, как сохранить продукт – третий.
Рост цен на топливо тоже отрицательно сказывается на рентабельности производства.
Но самый востребованный ресурс – это люди. И проблема не столько в том, что нет работников, сколько в том, что многие из них, увы, попадают в алкогольную зависимость. «Пьянка – это наша беда №1, – сокрушенно вздыхает главный бухгалтер Ольга Ковшикова. – Как закодируются, так чудесно работают, но как попадут под власть зеленого змия, могут на работу не вый-ти. А ведь корову каждый день и покормить, и подоить нужно»…
Нелегко нести такой груз трудностей, но колхоз все-таки работает.
Откуда текут молочные реки
Мой сынок как-то сказал: «Хорошо продавцам: у них столько всего вкусного!» А еще он думал, что именно кассиры сетевых магазинов всё это сами и производят.
Я, конечно, зная больше его, не считала, что молоко берется из каких-то молочных рек, но до недавнего времени работу фермы не очень-то хорошо представляла. И вот увидела всё своими глазами.
Зимой – в хлеву, летом – на пастбище
Оказывается, в хлеву коровушки «Прогресса» находятся только зимой.
Для каждой – отдельное стойло, с поильником: эта такая небольшая емкость, ткнет животное головой – она наполняется свежей водой: удобно! Есть даже своя «душевая» с теплой водой, где буренок моют перед дойкой. Дойка автоматическая, все молоко по молокопроводу идет в общую большую емкость, а оттуда – в сепараторную (такой специализированной сепараторной в районе больше нигде нет), которой руководит Татьяна Ковшикова, на переработку. Чистка стойл тоже механизирована: навоз по транспортерной ленте выводится за пределы фермы.
Маленькие телятки находятся в специальных стайках. Мамино молочко им приносят в ведерке, два раза в день, установленный объем. Им даже воды до определенного возраста не нужно! А потом малыши переходят на обрат, постепенно приучаясь и к «взрослому» корму. В день нашего приезда в стайках было две телочки, которым еще рано на пастбище. До чего хорошенькие – смотрят любопытными глазками, так выразительно, и ресничками длинными хлопают – такие миленькие. Им около месяца всего.
Летом весь крупный рогатый скот – на свежем воздухе, под присмотром пастуха, Владимира Степанова. Днем буренки пасутся на окрестных пастбищах, ночью отдыхают в загоне возле фермы, где пастух разводит костер для отпугивания волков (в прошлом году у одного частника волк теленка задрал, так что серые хищники здесь – достаточно большая опасность).
Даже летняя дойка – на улице: одновременно аппаратами можно доить сразу семь коров. В стойлах рассыпано лакомство – соль, чтобы животные охотнее заходили на дойку. Установлен электротитан, подогревающий воду для мытья скотины, энергосберегающие лампочки. Молоко, также по трубам, отправляется в большую канистру, такую блестящую и чистую, что мы подумали, что она новенькая.
В самую сильную жару коровы паслись ночью, поэтому знойный июль перенесли спокойно. Теляток в этом году родилось немало. Самых лучших оставили себе. Отбор осуществляют животноводы: если корова хорошая, дает много молока, то и телочка от нее, скорее всего, будет хорошая. За отобранными телятками ухаживает отдельный работник. Каждому придумывают имя. Доярки всех коровушек по именам знают!
Летним днем на ферме тишина. Но вот наступит вечер, вернутся буренки с пастбища, поторопятся на дойку, потечет молочко по трубам, да в сепараторную, а потом – в бидоны, на машину, и к покупателям. Принесет мама домой сливочки да молочко, нальет сыночку или дочке в чашку да расскажет малышу, откуда берутся молочные реки и сколько труда людей для этого требуется…