История предприятия сквозь призму публикаций
Сто лет назад тишину густых белоручейских лесов нарушил громкий гул множества человеческих голосов, за которым последовали характерный визг двуручных пил и стук топоров. Это первые работники вновь созданного лесоучастка – ныне Акционерного общества «Белый Ручей» приступили к выполнению плана лесозаготовки: в молодой послереволюционной республике царил топливный кризис, фабрики и заводы, поезда и пароходы ждали дрова и уголь, а горняки – деревянные столбы-опоры для производства работ в шахтах.
Но вытегорская районная газета, носившая тогда название «Трудовой слово», отреагировала на это событие… молчанием. Неужели она не считала его по-настоящему важным? Думается, что причина в другом: Белоручейской лесоучасток организовался в 1922 году как одно из подразделений вновь созданного Вытегорского леспромхоза, а в самостоятельное предприятие выделился лишь в 1936 году. Да и средства связи тогда были не чета нынешним: карандаш, бумага и соединявшийся через коммутатор телефон.
Интересно, что одним из первых информационных поводов, давшим толчок к появлению на страницах «районки» упоминания о Белоручейской ветке – участке узкоколейной железной дороги, по которой осуществлялась вывозка заготовленной древесины, стал в апреле 1924 года сбор средств на памятник вождю: «На собрании сотрудников Белоручейского заготовительного участка «Севзаплеса» 13 апреля вынесено постановление отработать воскресник на Белоручейской ветке и заработанные деньги внести в фонд постройки памятника в гор. Вытегре дорогому вождю рабочих и крестьян В. И. Ленину».
А о проблемах, с которыми столкнулись лесорубы, газета заговорила спустя еще почти три года, в январе 1927-го: «в районе Белоручейской ж. д. ветки, в 10–15 верстах от Белого Ручья, работает от 200 до 300 лесорубов. Живут лесорубы в бараках в лесу, в близи нет жилья. Все они испытывают большие затруднения в подвозке продовольствия. Из дому на всё время работы харчей не захватишь, ближайшая Белоручейская или Девятинская кооперативная лавка за 10–15 верст…». К сожалению, сейчас уже никто не расскажет, получило ли требование рабочих должный отклик от Райсоюза, который обязан был дать соответствующие указания Девятинскому ПО, но то, что это опубликованное письмо стало отправной точной для многолетнего сотрудничества предприятия и районной газеты, факт неоспоримый.
1939 год: «В подарок XVIII съезду партии лесорубы Белоручейского лесопункта райлесхоза отец и сын Протазовы Ф. Е. и А. Ф. взяли на себя обязательства: Поднять производительность труда с 5,2 пл. кбм до 7,5 пл. кбм в день каждому…».
1948 год: «Новый год Девятинский лесоучасток Белоручейского мехлесопункта встречает перевыполнением годового плана на 7,5 тысяч кубометров древесины».
1957 год: «В транспортном цехе Белоручейского леспромхоза одной из лучших паровозных бригад является бригада старшего машиниста Павла Павловича Александрова…».
1971 год: «В июле комплексный коллектив В. Пудрова заготовил 1982 кубометра. В августе 1925 кубометров отгружено в бригаде В. Данилова».
1985 год: «По-ударному трудится на трелевке древесины тракторист В. Н. Филин».
1997 год: «Единственное лесозаготовительное предприятие, в котором производство на протяжении всех последних лет остается стабильным, это АО «Белый Ручей».
2012 год: «30 декабря, накануне Нового года, в ЗАО «Белый Ручей», на единственном предприятии, сохранившем свою хозяйственную самостоятельность не только в лесном комплексе района, области, но даже России, прошло традиционное праздничное собрание».
2021 год: «В текущем году только на модернизацию комплекса деревообработки и связанных с ним производственных объектов направлено более 160 млн рублей».
Рассказы о трудовых буднях и производственных достижениях, о вкладе в Победу над фашизмом и об испытаниях новой техники, о передовиках и новаторах, о белоручейцах – фронтовиках, спортсменах, участниках художественной самодеятельности… а иной раз и колючие строки критики – всё это хранят пожелтевшие страницы районной газеты. Перелистать их – это как заглянуть в толстый семейный альбом.
Пресс-служба АО «Белый Ручей».