В Алмозерском царстве, Старопетровском
государстве…

Триста лет и три года жила-была одна деревушка… И по сей день живет
Седьмую зиму зимуют Михаил и Надежда Савушкины в деревне. / Фото автора.

Автомобиль «Нива» несет нас по проселочным дорожкам. Здесь лапы у елей дрожат на ветру, здесь белый задумчивый лес, звон сосен да синь небес… Сказочно, красиво, величественно.
Глава Алмозерского сельского поселения Андрей Тяпкин рассказывает о маленьких вымирающих деревеньках:
– В Верхнем Рубеже постоянно живет пять человек, в Среднем Рубеже – одна семья, Игорь и Елена Петровы. Раньше был еще Нижний Рубеж… В деревне Старцево из жителей – только Людмила Юшкова с сыном Юрием. А вот в деревне Старое Петровское постоянно проживает несколько семей… Если хотите, можете заехать…
Конечно, хотим!

В родительском доме, начале начал…

Старое Петровское существует на белом свете уже триста лет и три года. В 1800-1880-х годах деревенька находилась у шлюза Св. Петра (старого) на Мариинском канале – одной из важнейших частей Мариинской водной системы – старом месте соединения рек Вытегры и Ковжи. Новый канал проложен в другом месте.
Об этой деревне ходят легенды. Говорят, что когда-то в этих местах отдыхал сам Петр I, мечтая о том, чтобы проложить здесь канал. Был ли там царь? Никаких документальных подтверждений этому нет. Но деревня называется Старое Петровское, монумент в память о первом российском императоре установлен, среди жителей многие имели и имеют фамилию Петровы…
Раньше деревенская жизнь здесь кипела. Деревня была немаленькой, ее даже делили на свои микрорайоны: один край называли Мирным (видимо, там все спокойные жили), а другой – Буйным (вероятно, кто-то там буянил). Работал свой кирпичный завод (благо глина в этих местах хорошего качества), небольшой колхоз под названием «Заря», начальная школа, пилорама, магазин.
Жили весело, дружно. Почти во всех семьях было по много детей, почти во всех домах держали скотину… Сейчас от завода остались одни стены, от колхоза – зарастающие сосняком поля, от школы да магазина – воспоминания…
В 2002 году здесь проживал 41 человек, сейчас – всего несколько семей. Поразъехались старопетровцы – кто в Вологду, кто в Череповец, кто в Петрозаводск, кто на Север, много избушек осиротело…
Михаил Савушкин рассказывает про соседей:
– Постоянно здесь живут Валентин Агеев, Геннадий Козырев из Питера (переехал лет двадцать назад), еще Лена Бобрынцева, Света Копова. Недалеко от нас – бабушка Люся Исакова. Ее мама, говорят, знала всякие заговоры: у кого какая болезнь приключится или корова потеряется – шли к ней. Бабушка Люся, видимо, кое-что от матери переняла, тоже людям помогает… В желтом доме на горе – Русиновы Галина и Виктор. Виктор Павлович работает в школе учителем, Галина Вальтеровна на пенсии. Это наши революционеры: они первые из всех в деревню вернулись…
Сам Михаил Юрьевич родился в Старом Петровском, провел здесь свое детство. После окончания восьми классов уехал учиться. Потом отслужил в армии, женился, жил и работал сначала в Харовске, потом в Череповце, в родительский дом приезжал с семьей в отпуск. И вот семь лет назад…
– Дело шло к пенсии, – делится супруга Михаила Юрьевича, Надежда Борисовна, – вот и подумала: что же делать буду я, чем заниматься? Тридцать лет и три года отработала учителем начальных классов, неплохо бы отдохнуть, посвятить время внукам (а их у супругов трое – 12-летний Тимур, шестилетняя Марьяна и Егорка – ему всего второй годик идет). Вот и предложила мужу: «А давай, уедем в деревню». Он и спрашивает: «А ты не заревешь, не запросишься обратно в город?»
К переезду готовились основательно.
– Домик у нас старенький, 1958 года постройки, – повествует Михаил Юрьевич, – но хотелось восстановить именно родительский дом: в нём особенная атмосфера, своя, родная. Это замечают все, кто сюда приезжает: дети, внуки, коллеги, друзья.
– Всякий, кто только поворачивает в деревню, ахает: «Как у вас тут красиво!» (и мы тоже именно так и воскликнули – прим. автора), – поддерживает Надежда Борисовна.
Три года ремонтировали домик: дел было немало. Приобрели лодку, мотор, снегоход, снегоуборщик. Хозяин выкопал колодец во дворе, провел в дом воду, наладил печи – сделал все для комфортной жизни деревенской.
«В Харовске прожили десять лет, в Череповце – двадцать, а здесь проживем тридцать, а то и больше», – уверил Михаил Юрьевич супругу.

Вторая молодость. Вторая жизнь

И началась у Савушкиных, по их словам, вторая молодость, вторая жизнь.
– Здесь все по-иному, – признаются супруги, – совсем другой стиль жизни.
Как переехали, разработали участок, насадили овощей, взяли поросенка, потом у соседки Маши купили двух кроликов, завели курочек. Наши собеседники и поселились в деревне с тем условием, чтобы восстановить огород, помогать детям.
Жизнь забила ключом. Около восьми утра – подъем. Заводить будильник не приходится – и так просыпаются. Затопят русскую печь, поставят в нее кашу в маленьких горшочках (для хозяина – на молочке, а для хозяюшки – на воде, каждому по вкусу) да суп к обеду и – на улицу, снег чистить. Пока во дворе порядок наводят, манящий аромат из избы доносится: завтрак поспел. Поели, почаевничали и – каждый за свои дела.

На переправе

Михаил Юрьевич, если у него смена, отправляется на работу: он – судопропускник на переправе п. Волоков Мост. Отработав в Череповце 15 лет спасателем в МЧС, мужчина приобрел новую специальность: месяц стажером и – в самостоятельное плавание. «Здесь все серьезно, – рассказывает судопропускник, – пульт управления, компьютеры…» Вот уже пять навигаций отстоял.
Летом мужчина трудится сменами по 12 часов. Подходит пароход, на расстоянии примерно за километр по рации запрашивает разрешение. Задача судопропускника – вовремя развести переправу. Когда теплоходов нет, пропускает автотранспорт. И морского, и автомобильного транспорта в период навигации через переправу проходит немало: до двадцати четырех пароходов за смену, и машин достаточно – легковые автомобили, рейсовый, рабочие автобусы.
Зимой Михаил Юрьевич работает сутки через трое, расчищает снег, подсыпает переправу, следит за ее состоянием.
В свободное от работы время занимается домашними делами, а их хватает. И изба, и дворик у рачительного хозяина в порядке. Хозяйственные постройки, банька, есть даже «дисней-ленд» для ребятишек – качели и тарзанка на горе, и «летнее кафе» – беседка с печью и столом, где приятно почаевничать летом, где можно и пироги печь, и заготовки делать.

Вот это отдых!

Умеют супруги и отдыхать. Летом в лес по грибы-ягоды ходят. Купаются в близлежащем озере. Оно небольшое, безымянное, неглубокое, вода в нем чистая, прозрачная, прогревается хорошо, на дне – песочек – заглядение. В жаркую погоду не один раз на дню купаются деревенские жители. И не беда, что комаров тьма.
– Сначала приходили в ужас от обилия кусающих насекомых, – признаются собеседники, – а потом ничего, привыкли: пойдем в лес – попрыскаемся аэрозолью от насекомых, дома спасают спирали, отпугиватели комаров, сетки на окнах.
Зимой с внуками на ватрушке с горки катаются, на лыжах. Проедет Михаил Юрьевич на снегоходе – пожалуйста: лыжная трасса готова!
Во все времена года одно из любимых увлечений наших героев – рыбалка. Места там для рыбаков чудесные: тут вам и Волго-Балт, и Ковжское озеро, и река Шима – выбирай на вкус! Поймают несколько штук хариуса – царской рыбы, или форели – вот вам источник рыбьего жира…
На зимнюю рыбалку с дедушкой с удовольствием отправляются внуки, на летнюю составляет компанию и супруга.
А еще в любой сезон Надежда Борисовна по понедельникам, средам и пятницам ходит с соседкой Галиной Русиновой на прогулку – длиной в семь километров: скандинавская ходьба укрепляет здоровье и поднимает настроение!

Перелетные скворцы

Весной в Старое Петровское начинают приезжать дачники. Савушкины называют их «перелетными скворцами». Каждый дом на улице собеседников оживает. Савушкины, как постоянные жители, всех должны пригласить, что они и делают с удовольствием: накроют стол на улице, напекут пирогов, заведут музыку.
Праздники в Старом Петровском, конечно, не каждый день, но проходят весело.
На Новый год, например, Михаил Юрьевич превращается в Деда Мороза.
– А как здорово мы майские праздники отмечали, – увлеченно рассказывает Надежда Борисовна. – Однажды решили первомайскую демонстрацию устроить. Взяли флаг в руки да пошли по деревне с песней. Прицепили тележку к мотоблоку, в тележку посадили внука с баяном, маленькой внучке Марьяночке дали корзину с конфетами. Тимур песни пел и на баяне играл, Марьяна песни пела да конфеты раздавала. Подходим к дому и кричим: «Ура – семье Петровых!» Конфетами угостим и – дальше в путь, к следующей избе. Столько веселья!
Дни рождения отмечаем вместе, готовим концертные выступления. А какой замечательный праздник устроили на 300-летие деревни! Погода была отличная, столы накрыли, артисты из района приехали – от души повеселились!

Хорошо у нас

Седьмой год деревенской жизни протекает, и за все это время ни разу не пожалели Савушкины, что переехали сюда.
– Недавно ездили в Череповец к детям на пару дней, – делятся деревенские жители. – Там такая суета, толкотня, машину поставить негде. И как мы раньше так жили? Возвращаемся домой: тишина, чистая белая дорога. Лес… Хорошо у нас!