говорит Петр Овсянников в канун 35-летия вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана
В истории любой страны есть события, которые стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных хранилищ. Но есть события, значение которых не тускнеет со временем. Память о них бережно хранится и будет передаваться из поколения в поколение. К таким событиям относятся локальные конфликты и вой-ны нашего времени.
15 февраля исполняется 35 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Это день воинской славы, день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Знаменательная дата, печальная и торжественная, объединяет ветеранов, а также родных и близких, тех, кого уже нет рядом с нами.
А началось все 25 декабря 1979 года, когда наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять интернациональный долг. Юные вои-ны, парни 18-19 лет, на себе осознали, что такое война…
Нашу страну и Афганистан разделяют тысячи километров, а объединяет память о войне, которая длилась свыше девяти лет и которую прошли сотни советских бойцов, например, как Петр Овсянников.
Он родился в шахтерском городе Макеевка Донецкой области, после окончания средней школы работал на угольной шахте до призыва в ряды Советской Армии. Это произошло в мае 1985 года, когда 18-летний юноша был направлен в учебную часть на курсы по специальности «Механик по вертолету и двигателю» в город Чугуев Харьковской области. Спустя 5,5 месяцев обучения он был переведен в город Ташкент Туркестанского военного округа, где пройдя двухнедельную подготовку, был призван исполнять интернациональный долг в Демократическую Республику Афганистан.
«3 ноября 1985 года я прилетел в город Кабул, где был распределен в 302 ОВЭ (отдельную вертолетную эскадрилью) в провинцию Шинданд, – рассказывает собеседник. – Наша эскадрилья взаимодействовала в составе пятой мотострелковой дивизии, дислоцированной в провинции Герат. Ее работа заключалась в сопровождении колонн, доставке групп спецназа для досмотра караванов, обслуживании точек дозора, эвакуации раненых, доставке продовольствия и боеприпасов, а также прикрытии мотострелков при боевых операциях.
Мы курировали всю западную часть Афганистана от Кушки до Кандагара, – продолжил Петр Владимиро- вич. – Проходя службу, я занимался ремонтом боевой техники, вертолетов, ходил в караул по охране вертолетов, долгое время был дежурным по стоянке подразделения. После присвоения воинского звания «сержант» ходил в караул разводящим и дежурным по роте. График дежурств был напряженным – через день. Бойцов не хватало, многих косили болезни, несвойственные для нашего климата, но мы были воспитаны тем временем – в духе патриотизма – и стойко переносили эти тяготы.
В августе 1986 года я был на боевой операции в провинции Герат по уничтожению Банды Исмаил-Хана. Это была самая успешная операция наших войск с привлечением большого количества техники и живой силы. При малых потерях войска 40-й Армии уничтожили большую часть банды, захватив склады с огромным количеством оружия, тем самым обеспечив дальнейший безопасный вывод наших войск с Афганистана в феврале 1989 года.
Однако были и у нас потери. Так, например, был сбит штурмовик СУ-25. Летчик катапультировался, и на его спасение вылетела группа ПСС (прим.: поисково-спасательная служба). Однако и ее буквально сразу сбил противник. Тогда я в составе другой группы ПСС вылетел на спасение вертолетчиков. После успешного завершения этой операции меня наградили медалью «За боевые заслуги».
Выполняя интернациональный долг в Республике Афганистан, мы помогали афганскому народу, поддерживали мир на их территории. Смотря сейчас новости, как сами афганцы по-доброму относятся к шурави (прим.: историческое название уроженцев СССР в Афганистане), осознаешь, что не зря мы проливали кровь, защищая южную границу нашей страны. Время показало афганскому народу, кто есть истинный друг, а кто – враг».