Заколочены ставни в седой деревушке

Жители вытегорских деревень рассказывают
Мария Суханова вспоминает переезд в новый дом в д. Озерки, построенный собственными силами вместе с супругом, как один из лучших моментов своей жизни. Прошло более 60 лет…/Фото Елены Креневой.

Тамара Алексина, 58 лет, с. Анненский Мост:
– Заглушье – таким словом я бы назвала то, что происходит в деревне. Идешь по селу, смотришь: еще в одном доме заколочены ставни, еще одна изба брошена… Кто-то уезжает, кто-то умирает. Реже раздается детский смех на улочках: ребятишек у нас все меньше и меньше. На нашей, Анненской, стороне (другую сторону, через переправу, местные называют леспромхозовской: там раньше был Ковжинский леспромхоз, сейчас остался небольшой участок), в основном все жители преклонного возраста. Пандемия тоже внесла свою лепту: общаться друг с другом стали не так активно, как раньше, остерегаемся.
Зато дикие животные не стесняются заходить в гости. Прямо на огороде замечаем следы то лисы, то рыси, то волка…
Летом, конечно, деревня оживает, приезжают дачники.
В принципе, жить у нас можно: магазины есть (правда, цены в них выше, чем в городе), школа, детсад, больница, аптека, библиотека, Дом культуры. Почта работает, газеты приносят. Я регулярно выписываю «Красное знамя». Работу при желании тоже найти можно. Улицы от снега расчищают периодически, а когда и не почистят наши узенькие дорожки, так тропинку протопчем. Фонари горят… Тихо, спокойно, красиво. Люди хорошие…


Мария Суханова, 90 лет, д. Озерки:
– В нашей деревеньке зимой проживает всего несколько человек (хотя зарегистрировано около 20). По средам приходит автолавка, привозит продукты первой необходимости.
Мне помогает доченька, Нэлли, которая живет в Вытегре, но каждую неделю раза два ко мне приезжает: наносит воды (здесь очень хороший колодец), дров, баньку стопит, продукты привезет, снег почистит. А по домашнему хозяйству сама управляюсь. Не скучаю ли? А что скучать? Пока сготовлю что-нибудь, телевизор посмотрю, там и день пройдет.
Летом у нас становится весело: почти все дома, а их в деревне около 30, заполняют дачники. Ребятишки по улицам бегают. Вот уже тепло не за горами. А на следующую зиму, наверное, в город перееду.


Александр Барабанов, 69 лет, д. Тумбаж:
– В деревне на сегодняшний день 57 человек взрослого населения, из них 32 пенсионера. Много заброшенных, осиротевших домов… Даже летом немного отдыхающих приезжает.
В начальной школе учится один школьник и трудится одна учительница. Один-единственный магазин – «Авоська», и один продавец. Цены, конечно, значительно выше, чем в городе. Клуб и библиотека давно закрыты: никаких культурных мероприятий никто, разумеется, не проводит. Мобильные телефоны почти у всех жителей есть, но связь очень нестабильная.
Колхоз держится. Не только дает населению работу, но и обеспечивает дровами. Только работников катастрофически не хватает, то есть они есть, но безответственные. Самая главная наша беда – пьянка. Из четырех работников могут выйти на работу только два, остальные – в запое. Как с этим справиться?
Обленились люди. Если раньше в деревне в личных хозяйствах было 95 коров, то нынче – всего три. Даже огороды садить не хотят. «Зачем, – говорят, нам трудиться, если можно и картошку, и морковку, и луковицу в магазине купить?»
А ведь здесь есть возможность и жить, и работать.
Хочется и о хорошем поговорить. В конце 90-ых – начале 2000-ых мы провели водопровод всем желающим, причем вода хорошего качества: отправляли на анализ в химлабораторию, где ее признали питьевой по всем показателям. Кто не захотел проводить воду в дом – пользуются колонками (их у нас четыре). Фонари на улицах горят. Дорогу к нам недавно прогрейдировали, она сейчас хорошая, так что приезжайте в гости.


Нина Данилова, п. Янишево, 67 лет:
– В поселке, которому в этом году исполняется 46 лет, сейчас проживает 243 человека. Самому пожилому жителю, Валентине Русановой, 83 года, а самому юному, Сашеньке Кокшарову, полтора годика. Много ветеранов, но есть и молодежь: молодые специалисты трудятся в школе, в лесопункте. В школе, в которой сосредоточена вся образовательная и культурная жизнь поселка, конечно, стало меньше учеников – 24, а в дошкольной группе – всего 5 малышей.
Но нам не скучно и не грустно. Начинаются весенние заботы: селяне заготавливают дрова, хозяйки высаживают рассаду, готовятся к летнему сезону. Мужчины ходят на подледный лов, женщины – любительницы спорта – катаются на лыжах, занимаются скандинавской ходьбой.
Магазины работают, все необходимые продукты пока есть, не жалуемся.
Готовимся к районной конференции «Лесная летопись Вытегории», посвященной 100-летию АО «Белый Ручей»: посещаем со школьниками ветеранов производства, собираем информацию о наших земляках-тружениках.
В целом настроение хорошее.