Кого ждут на работу во ВРЭС?

Жалоба в редакцию, пусть и немного запоздавшая по времени года, «электрики затоптали мои грядки» стала отправной точкой для разговора с начальником Вытегорского района электрических сетей ПО Кирилловские электрические сети Вологодского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» Михаилом Козловым, который в итоге вышел далеко за пределы этого конкретного случая, затронув различные проблемы. Но начался он именно с нее.

– Михаил Александрович, так сложилось, что линии электропередач нередко проходят в непосредственной близости с домами и приусадебными участками, а в некоторых случаях и вовсе по территории последних. Проводя ремонтные работы, сотрудники не церемонятся с клумбами и грядками. Специалистов можно понять: они свою работу делают, но и людей тоже: они немало труда вложили в свои посадки.

– Начну с того, что масштабная электрификация в нашем районе началась лишь в 1950–1960 годы, и линии электропередач в населенных пунктах прокладывались по готовой застройке. Это добавляет сложностей нашей работе. Однако если ничего не сделать, опора может упасть, повредить не только посадки, но и хозпостройки, дом и, не дай бог, нанести увечье человеку, поэтому мы вынуждены заходить на участки. Все ремонтные работы проводим по согласованию с их собственниками, без спроса не лезем.

Добавлю также, что нами проведена большая работа по постановке ЛЭП на кадастровый учет. Каждая из них имеет свою охранную зону. Они необходимы в том числе для беспрепятственного обслуживания линий. И жители тоже должны это понимать, соблюдать правила и не обустраивать грядки или парники рядом с электрическими опорами. В каждом подобном моменте обеим сторонам необходимо приходить к компромиссу.

В данной конкретной ситуации, о которой вы упомянули, могу только принести свои извинения хозяйке. Не исключаю, что есть и среди наших ребят не аккуратные. Но это не система, а исключительный случай.

Остановлюсь еще на одном узком моменте, граждане приобретают (оформляют) земельный участок и видят на нем ЛЭП. На этом этапе их все устраивает. Но через несколько лет участок начинают осваивать и вдруг линия начинает мешать. Приходят и порой в ультимативной форме требуют убрать линию. Хочу пояснить, что освободить участок от электросетей можно, но только после заключения договора на оказание услуг на возмездной основе.

А если рядом с ЛЭП, проложенной по частному участку или в непосредственной близости к нему, поднялось посаженное несколько десятилетий назад дерево и грозит в ветреную погоду оборвать провода, могут ли жители сообщить вам о данном факте и ожидать помощи в виде опила ветвей или полной уборки дерева?

– Если линия электропередач проложена по лесному массиву, то держать ее охранную зону не заросшей – наша обязанность. В зоне жилой застройки, парках и скверах в черте населенных пунктов такой обязанности у нас нет. Поэтому, если выросло дерево, угрожающее сохранности домов и построек, следует обратиться к главе своего поселения. Мы по предварительной договоренности отключим на время электричество, даже можем опустить провода на землю, а уж спил дерева должны осуществлять специалисты. Если имеется реальная угроза падения на ЛЭП, мы примем меры.

Да и вообще каждый должен заниматься своим делом. Если мы будем выполнять несвойственные нам функции (спил деревьев в населенных пунктах, их разделку и вывозку, восстановление дорог там, где проехал наш трактор, а по-другому к ЛЭП было не добраться и т. д.), это, во-первых, отвлечет нас от основных обязанностей, во-вторых, увеличит наши затраты, которые лягут в тариф, и в итоге он будет непомерно высок.

– Михаил Александрович, но ведь в тариф ложатся и потери, которые несут энергетики, например, из-за работающих подстанций при отсутствии потребителей. Здесь не хотите навести порядок?

– Постепенно наводим. Там, где число потребителей сокращается, меняем мощность трансформаторов на меньшую. У нас ведь тоже установлен норматив допустимых потерь, мы должны его выдерживать, анализировать ситуацию и применять меры. Однако не всё в наших силах. Приведу такой пример. На территории Вытегорского района существуют населенные пункты, в которых нет ни одного потребителя электроэнергии, да и дороги нет, а ЛЭП туда идет (это п. Озеро Андомского с/п, ее протяженность составляет 27 км). Мы обязаны ее содержать, осуществляя разрубку охранной зоны, проводить определенные профилактические работы. Это потери и это затраты. А кроме того, найдутся «умельцы», полезут на опоры, чтобы украсть провода, не подумав, что они под напряжением. Наши предложения о демонтаже таких ЛЭП, к сожалению, далеко не всегда находят поддержку в администрации поселения.

Есть и другое направление, где энергетики несут потери, и оно еще более сложное. Люди получают участки в безвозмездное пользование, в собственность по разным программам. Чтобы увеличить их привлекательность, подают заявки на подключение. В итоге мы прокладываем линии, после этого заявитель расторгает договор технологического присоединения, и мы не получаем ни одного потребителя, по сути электрифицировав поля, так как никаких построек там не возводится. Необоснованные затраты и потери. Сейчас на уровне Федерации обсуждается законопроект о привлечении таких лиц, заявивших свою потребность в подключении к сетям, но так и не ставших потребителями электроэнергии, к ответственности.

– В продолжение разговора об ответственности и потерях: удается ли поймать воришек электроэнергии?

– Сейчас мало схватить человека за руку, нужно правильно и своевременно документы оформить. Мы занимаемся этим достаточно активно.

В следующем году нам предстоит беспрецедентная и масштабная работа по реализации энергосервисного контракта по оборудованию выносным учетом электроэнергии потребителей. Это коснется всех, подключенных к нашим электросетям. Система учета станет абсолютно прозрачной, на каждый дом будет установлен счетчик, маршрутизатор, позволяющий дистанционно снимать показания, контролировать нагрузку, отслеживать своевременность оплаты потребленного ресурса, сводить баланс потребления по каждому населенному пункту, выявлять хищения электроэнергии и при необходимости отключать потребителя, если он нарушает сроки оплаты и условия договора электроснабжения.

Наш район вошел в пятерку тех, где будет осуществлена данная инвестиционная программа. Она станет большой подмогой в пресечении воровства электроэнергии.

– Михаил Александрович, наверное, это можно считать одним из результатов вхождения «Вологдаэнерго» в крупную сетевую компанию. А какие еще изменения повлекла за собой работа в новом статусе?

– У «Россетей» разработана дорожная карта мероприятий повышения внутренней эффективности, где определены критерии «эталонного РЭС». К данной форме идет постепенное приведение всех подразделений. Утверждена единая техническая политика, унифицируются инструкции, утверждены стандарты и регламенты и т. д. В этом есть многочисленные плюсы, но есть и минусы. Основной заключается в отсутствии учета особенностей конкретных территорий. Например, на устранение аварийной ситуации на линии дается всего два часа. А у нас до Ошты можно добираться эти два часа, а ведь еще необходимо найти причину, соблюсти все правила техники безопасности, соответствующим образом подготовив рабочее место. А если выходной, и авария серьезная?! Двое дежурных электромонтеров проблему не решат, надо полную бригаду собирать, на это тоже уходит не одна минута. Несоблюдение указанных временных параметров влечет за собой штрафные санкции. Это создает дополнительное напряжение.

Необходимость действовать оперативно, привлечение к работе в выходные дни и в вечернее время, выполнение задания в любую погоду, умение быть универсальным специалистом, а не только, например, водителем или стропальщиком, отпугивает молодежь. А подготовленный персонал в совокупности с наличием техники, позволяющей добраться до места повреждения, аварийного запаса, современных средств связи, резервных источников электроснабжения – залог устранения нарушений на линиях в кратчайшие сроки.

К сожалению, сложность отпугивает молодежь, и сейчас сложилась не очень простая ситуация с кадрами, хотя и заработная плата у нас не ниже средней по региону, она ежегодно индексируется. Мы очень серьезное внимание уделяем подготовке персонала, обучаем в учебном центре, проводим практические занятия на полигоне, который в этом году был специально построен. Работники обеспечиваются спецодеждой от нижнего белья до плащей. Довольно приличный соцпакет, медицинская страховка. Пользуясь случаем, обращаюсь к желающим реализовать себя: приходите, вакансии есть и рабочих, и инженерно-технических специальностей.

Хорошие вдумчивые электрики нужны не только нам, но и другим предприятиям района. К сожалению, профильное образование первой ступени на территории области можно получить лишь в Грязовецком политехническом техникуме. Но оно, в отличие от других направлений, дает возможность повышать квалификацию, а вместе с ней и уровень своих доходов.

Работать нелегко на любом месте. Требования ужесточаются не только в нашей сфере, и всем, в том числе руководящему составу, приходится подстраиваться под эти жесткие рамки. Но в движении, изменениях и заключается жизнь.

Михаил Козлов, начальник ВРЭС: «Желающие реализовать себя: приходите к нам, вакансии есть и рабочих, и инженерно-технических специальностей».