Конкретное дело для конкретной цели

Задача – обеспечение бесперебойного судопропуска
Алексей Армеев: «Я готов трудиться на любом участке предприятия, где буду востребован». / Фото предоставлено Алексеем Армеевым.

Яркое лучезарное лето. Красавец-шлюз. Величаво плывут теплоходы… Романтично. Красиво. Такой картиной восхищаются вытегоры и гости города. По каналу идут и идут пассажирские, сухогрузные и нефтеналивные суда, до 40–50 единиц в сутки… Путешественники любуются пейзажами, наслаждаются новыми впечатлениями, команда теплохода сосредоточена: требуется аккуратно завести судно в шлюзовую камеру, когда от борта до боковой стенки всего какие-то 40 см. Пропуск судов осуществляется круглые сутки…
А что стоит за всем этим? Неусыпный труд специалистов: начальников, инженеров, электриков, слесарей, водолазов, рабочих. Постоянно ведется наблюдение за состоянием механизмов, камеры шлюза, дамб, плотины гидроузла и т. п. Согласно графику проходят осмотры оборудования. При обнаружении малейших изменений информация поступает к профильным специалистам управления ВРГСиС, где принимаются решения о дальнейших действиях.
– На шлюзе № 1 работает 30 человек, – рассказывает начальник службы эксплуатации Вытегорского гидроузла Алексей Армеев. – Коллектив молодой, хороший, все – профессионалы своего дела, трудятся слаженно.
Сам Алексей Витальевич на «Волго-Балт» пришел почти 27 лет назад стрелком ВОХР, через месяц занял должность электрика, позже стал начальником вахты, начальником отдела диспетчерского регулирования, заместителем начальника Службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация «Волго-Балт», а в прошлом году был назначен руководителем гидроузла. Богатый производственный опыт дополнял активным обучением, постоянно повышая профессионализм: закончил Вологодский государственный технический университет, Шлиссельбургский колледж водного транспорта, РАНХиГС. Само собой разумеется, наш собеседник все рабочие процессы гидроузла знает отлично, тем не менее не потерял интереса к профессии, за что благодарит своих наставников на разных этапах трудового пути, научивших любить «Волго-Балт»: Алексея Шинкарчука, Сергея Поповского, Юрия и Наталию Лантратовых, Рудольфа Порожского, Андрея Семенихина, Вадима Клюева, Владимира Николаева.
– Я получаю удовлетворение от работы, – делится Алексей Витальевич, – потому что делаю конкретное дело для конкретной цели. Моя задача – в навигацию организовать обеспечение бесперебойного судопропуска: гидроузел должен работать без сбоев. В зимнее время основная цель – ремонт механизмов, бетона камеры шлюза, ревизия электрических цепей снабжения и управления и т. п.
Начальник гидроузла с удовольствием рассказывает о работе.
– Первый шлюз по-своему уникален, – говорит он, поднимаясь в свой рабочий кабинет, а это 95 ступенек! – Во-первых, он самый высокий, чем отличается от других шлюзов Вытегорской лестницы Волго-Балтийского канала. Во-вторых, только на нашем шлюзе помещения механизмов имеют художественную отделку. Вот эти фрески из мозаики сделаны сотрудниками гидроузла еще в советские времена. Портрет В. И. Ленина выложил Рудольф Гриневецкий, автора фрески теплохода, к сожалению, не знаю.
Мы в кабинете начальника, который находится в одной из башен. Алексей Витальевич достает огромную книгу. Оказывается, это летопись гидроузла – такой нет ни на одном! Она ведется с 1961 года, с момента открытия шлюза. Переворачиваем страницы. Перед нами – занимательная история в лицах. Вот первый начальник Юрий Медведев, вот другие сотрудники гидроузла: Игорь Грошников, Валерий Векшин, Андрей Федосов, Павел Панфилов, Владимир Воробьев. Смотрим дальше. Чего здесь только нет – и рассказ о транспортном происшествии, произошедшем в 1961 году, когда судно повредило ворота, и рисунки, и критика, и дружеские шаржи, и стихи. Какие, оказывается, талантливые, многосторонние люди здесь трудились и трудятся! Из-за смены поколений ведение летописи временно прекратилось, но начальник гидроузла планирует обязательно его возобновить.
Но и это еще не всё. Собеседник достает записную книжку первого руководителя гидроузла. В ней штатное расписание, графики плановых работ, отчетные данные по судопропуску… Сохранились и вымпелы, которые коллектив получал за отличное выполнение трудовых задач. Нынешнее руководство предприятия задумывается о том, что неплохо бы для дополнительного стимулирования сотрудников возобновить профессиональные конкурсы.
Подходим к окну. Очередное судно готовится к шлюзованию.
– С 2010 года началось обновление состава грузового флота, – поясняет Алексей Витальевич. – Суда, в основном, российского производства. Современные теплоходы, я бы сказал, более экономически эффективны. Например, проектировщики работают над тем, чтобы каждый квадратный метр площади был полезен, делают суда с низкой рубкой для прохождения под санкт-петербургскими мостами без разводки и т. д.
Обращаю внимание на башню напротив. А что там?
– Центральный пункт управления шлюзом.
95 ступенек вниз, переход по воротам, 95 ступенек вверх, и мы – в центре управления. Нас встречает симпатичная начальница вахты Наталья Анциферова.
Шесть экранов, отображающих состояние механизмов шлюза, движение судов, шлюзовую камеру и т. п.; непосредственно пульт управления, различные приборы и в придачу постоянно звучит рация: идут переговоры между судоводителями и специалистами на берегу. Ответственная, трудная и увлекательная работа! И как в этом во всём разбираться, всё замечать, всё слышать, давать верные указания?
– Я сам работал начальником вахты, – поясняет Алексей Витальевич. – Привыкаешь: потом реагируешь только на вызовы, относящиеся к твоему гидроузлу, остальных словно не слышишь…
Удивителен мир профессий! Наверное, многие молодые люди, увидев то, что увидели мы, захотели бы приобрести специальность, связанную с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений.
Возвращаемся к контрольно-пропускному пункту. Любуемся красивыми пейзажами. На территории трудится озеленитель: ухаживает за цветочными клумбами. Идут теплоходы. А начальник гидроузла возвращается на свой пост. Его дело, как он говорит, чтобы «всё крутилось, вертелось, работало».